НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Владивостокская митрополия»

Спрашивает: Владивосток

Здравствуйте! Батюшка, ответьте, пожалуйста, на вопросы. 1) Человек бессмертен. Умирая в этой жизни, он попадает в Царство Небесное или в ад. После Страшного Суда будет определено, где ему быть вечно. И если больше не будет никаких изменений, зачем существовать аду вечно, ведь ад - это вместилище зла? Неужели причиной является “вечность”, и грешному человеку надлежит вечно гореть? Но при наличии Рая и ада будет вечно существовать добродетель и порок, и они будут противостоять друг другу. А противостояние - это не мир. У Господа всё для чего-то нужно, так для чего и почему? 2) Зарница изменил Господу до Сотворения Мира. Почему Господь его не уничтожил? В надежде на его исправление? Но, возможно, Рай, ведь он тоже - забота Божия, не подвергся бы тому, чему подвергся? 3) Господь создал Древо Познания Добра и Зла и Древо Бессмертия и запретил ими пользоваться. Зачем создавать ненужные вещи? Или они нужны, а смысл в запрете, а на запрет надо отвечать послушанием? Но зачем испытывать тех, кто и так послушался и, более того, не знал греха? А Древа, если они не нужны в данный момент, можно создать и потом, когда будет в них необходимость? (но не мне задумываться о последнем). Буду благодарна за ответы.

Здравствуйте.

1 вопрос: Что такое ад? И зачем ему существовать вечно?

Иногда настоящая жизнь начинается лишь только после того, когда узнаёшь о смерти, когда понимаешь, что все может закончиться в одно мгновение. Очень важно понять, пока ты жив, никогда не поздно всё изменить. Паскаль писал, что "между нами и адом или небом - только жизнь, самая хрупкая вещь на свете". Человек во временной земной жизни подготавливается к вечности. Без Бога бессмысленна и мучительна земная временная жизнь, а тем более вечность. Вечность без Бога - это и есть ад. Получается, что земная жизнь без Бога - это приготовление к аду. Ведь ад - это не что иное, как жизнь без Христа - Бога Слова, без Смысла, без Любви.

Это понимал и Ф. М. Достоевский: старец Зосима у него в романе "Братья Карамазовы" вопрошает: "Что есть ад?". Рассуждаю так: "Страдание о том, что нельзя уже более любить". Ведь в Царстве Небесном умолкнут все языки, только лишь один язык сердца будет понятен. Сердца живущего для других, или, иными словами - только того сердца, которое умеет любить. Смирение - это природа жертвенной любви. Чтобы положить основание любви, надо начать с жертвы. Смирение и само является жертвой: "Жертва Богу - дух сокрушен; сердце вокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс. 50:19). При всеобщем воскресении мертвых человек вновь получает тело для восстановления полноты его духовно-телесной природы и, следовательно, человеку возвращается воля к самоопределению. Ему предоставляется возможность обращения к Богу. Это состояние отличается от посмертного состояния души, которое полностью определяет характер земной жизни. Суд называется Страшным, именно потому, что - человек навсегда решает свою вечную загробную участь.

Можно привести земные аналогии. Известно, что подобное стремится к подобному, и алкоголик доброовльно не согласится жить с непьющими людьми, развратник - с целомудренными, а наркоман - со здоровыми. И Царство Духа Святого для человека одержимого адским духом, по меткому замечанию профессора А. И. Осипова, будет адом  в адской степени. Святитель Иоанн Златоуст говорил: "Потому Он (Бог) и уготовал геенну, что Он благ". Так как пребывание с Богом такому существу невыносимо, то Господь дает возможность ему находиться вне Себя, во "тьме внешней" (Мф. 8, 12). Бог, сохраняя человеческую свободу, проявляет Свою благость тем, что предоставляет человеку находиться там, где он может и хочет быть.

Преподобный Исаак Сирин утверждал, что и на Страшном Суде Бог будет судить любовью: "Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией... Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников ... и веселит собою соблюдающих долг свой". Образно выражаясь можно сказать, что двери ада запираются изнутри самими его обитателями. Душа сама бросается во ад, по причине страстей, которым душа добровольно отдавалась в земной жизни. Грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. «Царство и геенна, - поясняет тот же святой отец - есть следствия милости, которые в своей сущности задуманы Богом по Его вечной благости, а не воздаяния». Перед лицом Любви Божией каждый человек произнесет свое окончательное «да» или «нет». Господь будет и судьей и адвокатом. Он будет судить по милости: «Господь и на Страшном Суде будет не то взыскивать, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была». (Свят. Феофан Затворник).

Ад начинается еще здесь, на земле, если человек не живет Христом. Однако и рай начинается еще здесь, на земле, если человек живет Божественным Словом - Богочеловеком Христом. Исполняется обетование Спасителя: «Царствие Божие внутрь вас есть». [Лк.17:21] Воплощенный Бог Слово - Христос является раем для человеческого существа. И все, что противостоит Христу - бессмысленно. Это то, что приводит человека в адское состояние, которое и делает жизнь человека адской. Нет большего ужаса, чем вечность без Христа. Где Его нет, там все превращается в проклятие, в горечь, в ужас, там крошечное зерно человеческого самосознания повергается в бескрайнюю тьму и бесконечный мрак, там тело превращается в тяжелое бремя, а душа - в проклятое ярмо. (Преп. Иустин).

2 вопрос: Почему Господь не уничтожил диавола?

Причина падения Денницы, по Священному Писанию, - в гордости: он, видя свои совершенства, «говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"». [Ис.14:13,14] Из понятия свободы личности следует, что разумное существо может совершить акт воли, исходя только из самого себя, без других внеличностных причин, то есть когда его ничего из внешнего мира к этому не подталкивает. Поэтому к свободно совершенному акту нельзя поставить вопрос: «Почему?». Вопрос: «почему» подразумевает, что действие совершено по той или иной причине, но не свободно. Денница совершил акт отпадения от Бога свободно, исходя из своего «я» и в этом суть его греха.

Ответ же на вопрос: почему Бог не уничтожил диавола? содержится в словах преп. Иоанна Дамаскина: «Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке (т. е. после всеобщего воскресения) Бог всем дает блага - ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приготовил себя воспринимающим». Зло не имеет своей природы. Оно как болезнь на здоровом теле. Выражаясь образно, можно сказать, что если в природе есть у организма какой-либо орган, то это значит, что есть и патология этого органа. По учению святых отцов, зло - безсущностно, не сотворено Богом. Зло есть ошибочный, противоестественный акт свободной воли разумных существ. «Зло не существует, кроме как в момент его совершения» (Преп. Диадох) Можно сказать, что нет зла, но есть злые. Отсюда проблема спасения не в существовании зла и диавола, а в злоупотреблении человеком своей свободной волей. Бог сотворил людей не роботами, а личностями по Своему образу и подобию, наделив их свободной волей, которой мы можем распоряжаться даже вопреки Богу и вопреки своему благу. Без свободы воли не было бы в людях и ангелах образа Божия и подобия. Эту свободную волю мы должны добровольно принести к подножию ног Христовых, и Он нам даст совершенную свободу. [Ин. 8:36].

Вопрос 3: Зачем Господь создал Древо Познания Добра и Зла?

В заповеди, данной Адаму: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» [Быт 2:16,17] - содержится благословение, запрещение и угроза наказания - наказания не как отмщения, а как естественного следствия преслушания и отпадения от Бога. Жизнь и свет человека были в Боге [Ин.1.4], а уклонение от воли Божией явилось на деле «отчуждением от жизни Божией» [Еф.4.18], что же тогда осталось человеку, кроме смерти? Сначала Господь передает в волю человека все древа райские, в воле Своей оставляя одно. Бог провидел искушение человека со стороны уже падшего существа - диавола, и обращает искушение на такой предмет, в котором искушаемый мог бы легко устоять против соблазна. Почему человек ослушался Бога и направил свою свободную волю к злу и нарушил заповедь? Потому что Бог всё предвидит, но никогда ничего не предопределяет. И разве супруги, требуя взаимной верности, требуют что-то сверхъестественное? А при злостном нарушении верности разве кажется жестоким развод? И между адом и раем брак невозможен, и У. Блейк не прав.

Если и в мирских обычных человеческих вопросах, как что происходит, мы многое не понимаем и, хотя многое нам кажется неуместным, мы все-таки уступаем. То тем более это должно быть применимо к воле Божией. Смирение перед Богом и является любовью и доверием Ему. Нам необходимо помнить ответ Господа Иову, которого тоже посетили сомнения в божественности миропорядка. На многие «почему?» Господь ему ответил: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?». [Иов.38:4,7].

Святитель Иоанн Златоуст предостерегал: «Не будем говорить: для чего это и зачем это? - когда все исходит от Бога. Не станем требовать от Него отчета - это крайне нечестиво и безумно». Достоевский устами своего любимого героя - князя Мышкина произнёс удивительные слова о том, что нельзя всё понять сразу и тем самым начать с совершенства: «Чтобы достичь совершенства, надо прежде многого не понимать!». Ученик апостолов Ерм в «Пастыре» констатирует: «Совершенно ничего не могу понять». Только такое «непонимание» может привести к смиренномудрию, когда, по словам прп. Симеона Нового Богослова, «чем больше кто познает Бога, тем больше  оскудевает в знании всего прочего. И не только это; но он больше и больше приходит в сознание, что не знает и Самого Бога», а понимание - это уже разложение, начало смерти. Состояние «нищеты духовной» нередко же граничит с состоянием «благодатного идиотизма» - юродством Христа ради.

Христос является Живой Истиной: «Я есть путь и истина и жизнь» [Ин.14:6]. Центр христианского богословия - сам Христос, а истинное богословие - это общение с живым Богом, упование на Него, созерцание Его благости и блаженство в Его любви. Без этого «научное богословие» превращается в патологоанатомию Бога - бессознательное ницшеанство, ибо для него «Бог умер». Нельзя хладнокровно резать скальпелем рассудка плоть Божественного откровения и пытаться измерить глубину тайн Божиих эхолотом своего страстного сердца, расчленять истину, не видя Живой Истины и не догадываясь, что Бог жив и Сам открывает смиренным и чистым сердцем людям тайны Своего Царствия. Еще Кьеркегор с сарказмом описывал кандидата богословия, который пишет свои тезисы, расположившись под крестом и слушая стоны Спасителя. 

Действительно, будущая жизнь - великая тайна. Бердяев сказал, что проблема ада «есть предельная тайна, не поддающаяся рационализации». Человек своим умом не может охватить всю полноту Божественного Откровения и, что он не понимает, он не принимает и начинает отрицать. Ум иногда должен в благоговении умолкнуть, чтобы не погибнуть. Однако есть и другая крайность - от впадения в неё нас предостерегает богослов В. Н. Лосский: «Если современный человек хочет истолковать Библию, он должен иметь мужество мыслить, ибо нельзя же безнаказанно играть в младенца; отказываясь абстрагировать глубину, мы, уже в силу самого того языка, которым пользуемся, тем не менее абстрагируем, - но уже только одну поверхность, что приводит нас не к детски восхищённому изумлению древнего автора, а к инфантильности». В душе человека должно всегда присутствовать удивление и изумление пред Богом, и он должен славить Его: «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это». [Пс.138:14].

Благодарю Вас за интересные вопросы. Священник Игорь Шевчук.

 

Этот ответ просмотрели 3243 раз.