НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает: наб.челны

Здравствуйте. Не могли бы Вы рассказать об облачении диаконов? Или хотя бы написать ссылки,где можно про это прочитать?

1. Стихарь (греч. στιχος — стих, строка, прямая линия) — одежда, богослужебное облачение священно- и церковнослужителей, прямая, длинная, с широкими рукавами.

Облачение дьяконаВ древности подобная одежда была известна под различными наименованиями (например, στιχαριυν, alba, tunica). Почти все эти наименования означали обычную нижнюю одежду, которую в древности носили мужчины и женщины. Христианская церковь приняла эту одежду в число священных по образцу ветхозаветной священнической одежды, известной под именем хитона, или у первосвященников — подира.

Стихарь находился во всеобщем употреблении во всех древних церквах. В древности стихарь изготовлялся из льна и был белого цвета, на что указывает одно из его наименований — alba (белая одежда). Этому цвету стихарь, как цвету одежд ангельских, соответствует и то таинственное знаменование, какое соединяют с ним учители церкви. Стихарь знаменует светлую жизнь облачающихся в него, напоминает о той чистоте и непорочности, с которою служители Божии должны проходить своё высокое служение, и выражает их духовную радость о Господе, внушаемую чистотою жизни. Это знаменование выражается в молитве, читаемой при облачении в стихарь: «возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя».

Стихарь используется всеми тремя степенями священства, так как от них требуется одинаковая чистота жизни. В неё облачаются также иподиаконы и, по благословению епископа, чтецы и певцы. Стихарь диакона (и церковнослужителя) — длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скреплёнными пуговицами. Стихарь одевается диаконом поверх подрясника. Стихарь символизирует одежду спасения (Ис. 61:10) и шьётся из материи светлого цвета.

У архиерея и священников стихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником, так как находится под другими ризами, ими надеваемыми. Иногда нашиваются ленты на боках и рукавах стихарь, знаменующие собою те узы, которыми был связан Иисус Христос пред Каиафою и Пилатом, и кровь, истёкшую из ребра Его. Разрезы под рукавами стихарь напоминают о прободённом ребре Христа, а оплечья из других материй или других цветов, означают язвы от его бичевания.

2. Ора́рь (греч. ὀράριον) — в различных христианских конфессиях принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона — длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани. В Православных Церквях орарь носят не только диаконы, но протодиаконы, а также соответствующие им в черном духовенстве иеродиаконы и архидиаконы соответственно.

Историки богослужебного облачения полагают, что в новозаветной Церкви орарь возник из убру́са (полотенца), которым в ветхозаветных синагогах с возвышенного места давали знак возглашать «Аминь» при чтении Писания.

Орарь символизирует ангельские крыла, а сам диакон как бы уподобляется ангелу, готовому исполнять волю Божию. Кроме того, орарь является символическим изображением благодатных дарований диакона как священнослужителя.

Первое облачение в орарь происходит во время хиротессии (посвящения) во иподиакона. После того как другие иподиаконы облачат новопосвященного в стихарь, они подносят архиерею орарь. Архиерей осеняет орарь крестным знамением, затем посвящаемый целует его и руку архиерея, и иподиаконы опоясывают посвящаемого крестообразно.

При хиротонии иподиакона в диакона другие иподиаконы снимают орарь, которым он прежде был препоясан, и архиерей возлагает ему орарь на левое плечо, громко произнося: «Аксиос» (греч. «Достоин»).

Диакон и иподиакон в Православной Церкви носят орарь поверх стихаря только после благословения, которое получается у священника перед богослужением. Для этого, после троекратного крестного знамения с поклонами Кресту Господню, стихарь и орарь складываются особым образом (у диакона в облачение входят и поручи) и подносятся к священнику со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». После благословения в форме священнического крестного знамения диакон и иподиакон облачаются.

Диакон в Православной Церкви носит орарь на левом плече, так что один конец спускается на грудь, а другой на спину почти до самого пола. Орарь крепится петлей на пуговице на левом плече стихаря, почти у самой шеи, так что концы его свободно свисают вниз. Как и другие богослужебные облачения, орари бывают различных цветов (каждый из них имеет свое символическое значение) и надеваются в зависимости от дня, в который совершается богослужение.

Иподиакон надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодатных дарований священнослужителя. Диакон надевает орарь крестообразно во время совершения Божественной литургии после произнесения молитвы Отче наш.

В Русской Православной Церкви диакон после пяти лет служения (хотя по усмотрению архиерея можно и раньше) получают право ношения двойного ораря — двух орарей, из которых один надет, как у диакона, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами. Таким образом, в Российской Церкви известно две разновидности двойного ораря: в одной угол ораря под правым плечом представляет собой латинскую букву V, а в другой, встречающейся реже, концы помянутых двух орарей сшиты внахлест. Архидиакон и протодиакон носят протодиаконский орарь, отличающийся от двойного ораря наличием на ораре девяти (а не семи, как на простом и двойном орарях) крестов и ангельских слов «Свят, свят, свят» и богатой вышивкой. В Греческой Православной Церкви ношение двойного ораря является привилегией всех диаконов. Причем здесь двойной орарь представляет собой просто прямую ленту. В Армянской Апостольской Церкви практики ношения двойного ораря нет.

3. По́ручи, нарука́вники (греч. ἐπιμανίκια) — в православной церкви часть богослужебного облачения духовенства, предназначенное для стягивании рукавов стихаря у дьяконов и подризника у священников и епископов.

Представляют собой широкие полосы из плотной материи с изображением креста посередине. Охватывая руки в запястье, поручи соединяются с внутренней стороны руки шнуром. При этом знамение креста оказывается на внешней стороне рук. Так как архиерей и священник во время богослужении изображают Христа, то поручи имеют аллегорическое значение тех уз, которыми был связан Иисус Христос. Русское название облачения - поручи означает, что священник во время богослужения вверяет (поручает) себя Иисусу Христу. Так же поручи входят в облачение диакона.

Этот ответ просмотрели 2907 раз.