НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает: Ирина

Здравствуте, подскажите пожалуйста, как избавиться от самолюбия? Зарание спасибо.

Уважаемая Ирина!

Самолюбие — коварная, утонченная страсть, препятствующая спасению. Проявление этой страсти заключается в том, что подверженный ей человек всю энергию направляет только на свою личность. Как пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов): «Когда человек любовь, которую Богу и ближнему должен оказывать, на себя обращает, тогда проявляется его самолюбие». Старец называет самолюбие тяжким грехом и противлением закону Божию.

Если мы любим самих себя более, чем Бога, а ближнего – менее, а вместо угождения Богу раболепно угождаем страстям своим, наблюдая только свою собственную пользу и выгоды, – то это самое и есть порочное самолюбие. Всякому человеку сродно любить себя, только истинный христианин должен любить себя непорочно.

Самолюбие проявляется в том, что человек дарования, данные ему (например: богатство, разум, здоровье), своим трудам приписывает, а не Богу; дарование, от Бога данное, не в славу Божию, не на пользу ближнего употребляет (богатство хранит без всякого употребления или использует на свои прихоти; кто имеет здоровье и не хочет трудиться и др.); уклоняется от зла или делает добро не ради Бога, ближнему делает добро ради своей прибыли. Яркие признаки самолюбия: осуждение, ропот, нежелание ближнему успеха и благополучия, попытка избавиться от скорби без помощи Божией.

О плодах самолюбия старец пишет, что оно ослепляет человека, рождает гнев и злобу, ложную радость. Иными словами, “грех есть первый плод самолюбия”. При этом самолюбец более испытывает скорбей, чем любящий Бога. “Без искоренения самолюбия невозможно спасение и покаяние”.

Для избавления от самолюбия необходимо стремиться все делать во славу Божию. “Последовать Христу, — пишет схиархимандрит Иоанн, — значит оставить самолюбие”. Нужно любить себя без нарушения любви к Богу и ближнему, так, чтобы воздавать всем должное: Богу, ближнему и самому себе.

Этот ответ просмотрели 2866 раз.