НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает: Наташа, Набережные Челны

Почему в Православии женщины считаются людьми второго сорта. Что за дискриминация? Почему при входе в церковь женщины должны одевать платки, пропускать мужчин вперед, а не наоборот? Почему это женщина была сделана из ребра Адама? На протяжении веков роль женщин во многих религиях, в том числе и в Православии принижалась. Это все потому что вы физически сильнее? Вы, мужики кем себя возомнили? Вместо того, чтобы промывать мозги людям и принижать достоинства женщин, лучше бы шли на стройку работать и учились лампочки закручивать.

Здравствуйте, Наталия!

Спасибо за Ваш вопрос! Позвольте разобрать его по пунктам.


«Почему в православии женщины считаются людьми второго сорта. Что за дискриминация?»

Простите, я так и не нашел, где и в какой церковной книге есть такое утверждение.


«Почему при входе в церковь женщины должны одевать платки, пропускать мужчин вперед, а не наоборот?»   

Церкви приходится считаться с социальными условностями.  Приведенные Вами примеры являются не церковыми установлениями, а культурным отголоском общества, в котором Церковь родилась. Т.е. это вопрос культуры, но не догматики. Конечно, есть искушение сломать старое и создать новое. Но Церковь – это общество, ценящее свои традиции. И, я думаю, что не стоит «прогибаться под изменчивый мир» для удовлетворения сиюминутных прихотей.  Впрочем, вы можете прийти в храм и без платка, Вас никто не выставит вон.


«Почему это женщина была сделана из ребра Адама?» 

Библейский рассказ о сотворении жены из ребра Адама в советское время был излюбленной мишенью лекторов и пропагандистов научного атеизма из «Союза воинствующих безбожников» (впоследствии стыдливо переименованного в общество «Знание»). В их изложении творческий акт создания жены был представлен чем-то вроде художественной резьбы по кости, поскольку слово «ребро» они предлагали понимать исключительно в анатомическом смысле. Но,  ничего общего с христианским вероучением подобная трактовка не имеет. Еврейское слово «цела», употребленное в этом месте Библии, действительно было переведено на европейские языки как «ребро», но в еврейском языке его значение шире и оно может быть переведено как «бок», «сторона». Эту, более широкую трактовку использовали святые Отцы, которые считали, что в первозданном человеке изначально уже присутствовали и мужское и женское начало в равной степени, а при сотворении жены Господь лишь отделил женскую сторону человеческого естества от мужской и даровал ей личное бытие: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит и это – тайна. Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену» (святитель Иннокентий Херсонский).

Такое же мнение можно увидеть и у святителя Иоанна Златоуста, писавшего, что …«творческая премудрость разделила то, что с самого начала было одно, чтобы потом снова объединить в браке то, что Она разделила».

Еще более определенно эта мысль выражена у преподобного Ефрема Сирина: «Словами: мужчину и женщину сотворил их, Моисей дает знать, что Ева была уже в Адаме, в том ребре, которое было взято от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе и по духу; потому что Бог ничего не присовокупил к взятому от Адама ребру, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самом ребре заключалось все, что нужно было для образования из него Евы, то справедливо сказано: мужчину и женщину сотворил их».

Христианство же утверждает, что жена – действительно половина мужа, причем не в аллегорическом, а в самом прямом значении, потому что в браке таинственным образом восстанавливается метафизическое единство мужского и женского начала, которое существовало в Адаме до их разделения. И в сотворении жены из Адама, конечно же, нет ничего уничижительного для прекрасной половины человечества. Напротив, святой Феодорит Кирский видел смысл этого Божественного творческого акта в том, «…чтобы тождество естества показать».

Есть в готической архитектуре такой элемент – стрельчатый свод. Суть его в том, что две стены под острым углом склоняются над перекрываемым проемом и, сомкнувшись, служат опорой друг для друга. Так же и жена была создана для поддержки мужа, как об этом говорит Писание: …Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему (Товит 8:6) Слово «помощник» здесь не указывает на второстепенную роль жены, так же как и слово «подпора» не является свидетельством того, что первозданный Адам не мог самостоятельно сохранять вертикальное положение, и жена была дана ему в качестве костыля. Фразу «…сотворим помощника, подобного ему» в еврейском тексте Библии вполне можно перевести и как: «…сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним». Как каждая из стен стрельчатого свода имеет себе опорой противоположную стену, так же муж и жена, по замыслу Божию, должны были во взаимной любви восполнять бытие друг друга.

Но если все это действительно так, если Церковь учит о тождестве естества и равенстве чести между мужчиной и женщиной, тогда еще более непонятным и несправедливым может показаться определение Божие о подчиненности жены мужу. Однако такое впечатление возникает лишь если не иметь в виду одно очень важное обстоятельство. Дело в том, что определение это прозвучало не при сотворении первых людей, но лишь после их грехопадения. А первая попытка возвыситься в браке над своей Богом данной половиной, как это ни странно, была сделана… самой женщиной.


«Лучше бы шли на стройку работать и учились лампочки закручивать».

У нашего храма есть два приписных деревенских прихода. В одном из этих приходов, расположенном в селе Умяк сейчас проводятся реставрационные работы. Храм, построенный во второй половине 19 века и освященный в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, нуждается в восстановлении. На данный момент проводятся работы по восстановлению стен и кровли храма. Так что, стройки у нас хоть отбавляй, да и лампочки мы тодже можем вкручивать.  :)

Этот ответ просмотрели 4979 раз.