НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»
03.09.2013

Спрашивает: Дарья

«Если ударят тебя по правой щеке, подставь левую...» Где граница между смирением и безразличием к беззаконию человека?
03.09.2013

Здравствуйте! «Если ударят тебя по правой щеке, подставь левую, и если будут судиться с тобой... отдай все» Один момент мне непонятен. Ведь есть же люди попросту обнаглевшие от безнаказанности. Когда им никто не сопротивляется, они признают это за слабость. Дальше наступает беспредел. А вот если бы такого зарвавшегося (к примеру, подростка) кто-то вовремя поставил на место, хотя бы даже и силой, понятным ему образом? Может , он бы и одумался, или просто испугался, но его бы остановили и он не стал бы еще гаже чем есть. А если он встречает в жизни только то, что принимает за слабость, то начинает чувствовать вседозволенность, и вот не грех ли то, что мы потворствуем ему, получается, губим человека, давай твори что хочешь, а вот мы будем такие хорошие? За дела свои человек ответствен, а за бездействие? И где граница между смирением и безразличием (невмешательством)? Это не провоцирует зло?

Здравствйте, Дарья!

Почему Господь дал такую, казалось бы, странную заповедь: «кто ударит тебя по правой щеке, подставь левую» (см. Мф. 5:38-39)? Многие люди до сих пор не могут понять смысл этой заповеди. На самом деле речь идет о сохранении внутреннего мира. Если ты отвечаешь злом на зло, то враг, который причинил тебе это зло, победил тебя. Ты был мирен, спокоен, благодушен, жил своей жизнью, и вот нашелся человек, который оскорбил тебя. И если ты отвечаешь ему тем же, то его злоба, его ад стали твоим адом. Он тебя победил, он разрушил твою внутреннюю жизнь, твое спокойствие. Но если мы не отвечаем злом на зло, то мы побеждаем: наша крепость остается неприступной, враг не проник, он отброшен от ее стен. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. Один Господь знает меру того, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.  А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6-7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).

Достижима ли эта заповедь?  Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее.  Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 21-24). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним. Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми,  а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью. Как часто обнаруживается наша духовная немощь!

Смирение — это осознание своей полной беспомощности без Божьей Благодати. В смирении мы принимаем уготованное нам в свободе от  возмущения и следующих из него ропота и раздражения. Пример смирения — это Иов многострадальный (Книга Иова). Смирение предполагает также способность человека видеть во всём происходящем руку Бога, и говорить себе: "Такова, видно, воля Божья", и: "Значит, так надо." При этом, конечно, вовсе не подразумевается, что, сказав себе так, нужно сложить руки и ничего не делать. Наоборот, если дело требует активных действий, их нужно активно делать. Если есть неудовлетворение сложившимся положением, нужно искать пути и средства, просить помощи и советов, делать и прилагать усердие к делу.

Если же случается неизбежное и непоправимое, воля Божия состоит в том, чтобы человек занялся возделыванием души своей через плач и смирение, и обращение к Богу. И это — тоже полезно людям, и тоже нужно безропотно принимать, даже когда это очень горько. Вспомните Иова, когда потерял он и всё имущество своё, и всех детей своих: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял;  да будет имя Господне благословенно!»

Равнодушие — это безразличное, отчуждённое отношение к происходящему. Это — неспособность или нежелание видеть то, что к тебе взывает. Когда говорят: "Не принимай близко к сердцу",— призывают к равнодушию. То же самое, что сказать: "Закрой глаза и не видь этого". Фактически равнодушие к чему-либо означает пренебрежение этим.

ответ составлень по материалам сайта Православие.Ru

Этот ответ просмотрели 2341 раз.