НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»
03.03.2014

Спрашивает: Яна, Дарья

Сколько раз нужно креститься во время чтения Символа веры?
03.03.2014

Отвечает: отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Когда и сколько раз нужно креститься во время чтения Символа веры? Всегда считала, что трижды, мы же веруем в Троицу? И еще при слове «Аминь», чем свидетельствуешь о своей вере. Так мне объясняли. В храмах многие крестятся еще и при словах «Во единую, святую и апостольскую Церковь», и при «крещение во оставление грехов». Как будет правильно? И еще, я читала, что в молитве «Отче наш» более верный перевод должен быть не «во искушение», а «в напасть», и не «от лукавого» а «от зла». Будет ли грехом читать «Отче наш» такими словами?

1. Устав крайне мало говорит о совершении Литургии, поэтому о поклонах на пение Симола веры можно судить по церковной традиции. Обычно правило является свершение крестного знамения без поклон  при словах: «Верую...», «И во единаго Господа Иисуса Христа...», «И в Духа Святаго...». Сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Правильным же будет не отвлекаясь молится за богослужением, а количество поклонов дело не первой важности.

2. «И не введи нас во искушение». Искушение и напасть – слова синонимичные, поэтому здесь можно и нужно следовать тому переводу, которая избрала Церковь. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: 

«Неужели Господь научает нас молиться о том, чтобы вовсе не быть искушаемыми? Как же сказано в другом месте: «кто не был искушен, тот мало знает» (Сир.34:10), — и еще: «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак.1:2) — Но, может быть, войти в искушение значить погрязнуть в искушении? Ибо искушение как бы подобно некоему потоку, через который трудно перейти. Посему одни, не погрязая в искушениях, минуют их, как бы сделавшись некими искусными пловцами, и ни мало не увлекаясь ими. А другие не таковы, – входят и погрязают. Как, например, Иуда, вошедши в искушение сребролюбия, не переплыл пучины, но погряз и погиб телесно и духовно. Петр же вошел в искушение отречения, но, вошедши не погряз, а мужественно переплыв пучину, избавился от искушения. Послушай еще, как в другом месте лик дошедших до совершенства святых благодарит за избавление от искушения: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил скорби на хребте нашем, посадил человека на главу нашу. Мы прошли через огонь и воду, и Ты вывел нас в покой» (Пс.65:10–12). Видишь, с каким дерзновением говорят, что перешли искушения и не изнемогли. Сказано: «и Ты вывел нас в покой». Войти же в покой значит избавиться от искушения».

Касательно фразы «Но избави на от лукавого», приведу слова другого святого отца — Иоанна Златоуста:

«Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: «избави нас от лукавых», но — от лукаваго, — и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол. Напоминанием о враге сделав нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая что Он могущественнее всех: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь, — говорит Спаситель. Итак, если Его Царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто не разделяет с Ним власти».

 

Этот ответ просмотрели 3498 раз.