НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает: Ирина, Елена, г. Набережные Челны

Не очень люблю псалом 50, объясните места, которые я не понимаю.

Отвечает: отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Я не совсем понимаю и не очень люблю псалом 50 (в отличие от многих других). Часто я вместо него читаю молитву «Да воскреснет Бог», которую люблю намного больше. Объясните, пожалуйста, места, которые я не понимаю:
«Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.» Почему царь Давид «зачат в беззакониях» и мы тоже?
«Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся». Кого и как он научил и кого как бы обещаем научить мы? 
«Избави мя от кровей, Боже». Каких кровей — имеется в виду болезнь, наказание за убийство Урии? Просьба избежать расплаты за грехи? Но это же как-то... личное, что ли. При чем здесь другие люди?
«Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы». Почему мы, не израильтяне, просим о стенах, всесожигаемых тельцах и т.д. Или здесь есть другой смысл?
Обязательно ли надо стараться как-то полюбить этот псалом и читать ежедневно? При словах «Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся» я всегда вспоминаю известные места из Ветхого Завета, где подробно описаны методы «научения и обращения» беззаконных и нечестивых, а также их детей, печи-пилы-топоры и тому подобное. Может, это грех с моей стороны, но я это место прочла один раз. Больше не могу. Понять и смириться не могу и не очень верю, что кто-то с уверенностью это место понимает. Поэтому вспоминать о нем лишний раз не хочется. Если все-таки этот псалом так необходим, пожалуйста, помогите мне как-то примириться с ним? Спасибо.

Для того, чтобы любить этот псалом, надо знать причину его написания, а причиной написания псалма является грех и раскаяние в нем. Каждый может споткнуться на жизненном пути. Но человек сильный и серьезный будет каяться в грехе, будет оплакивать его как беду своей жизни. И, главное, вынеся уроки из произошедшего, постарается не впадать в подобный грех.

Таким человеком был псалмопевец и царь Давид. В его жизни была трагедия, о которой он помнил долгие годы. Давиду приглянулась жена его военачальника. Тогда он послал военачальника на такую военную операцию, которая его погубит. И действительно, тот был убит. Давид взял себе его супругу, прекрасную Вирсавию, в жены.

Через какое-то время в царский дворец пришел бродячий пророк Нафан. Нафан рассказал царю притчу про богача, имеющего целое стадо откормленных овец, но забирающего любимую единственную овечку у бедняка. «Негодяй!» — вскричал Давид. «Это ты, — отвечал Нафан. — Ты — отнял у военачальника Урии его жену, а сам убил его…»  И тогда Давид осознал свой грех. 

Долгие годы воспоминание об этом грехе будет преследовать его. Каясь, псалмопевец сочинил дивную покаянную песнь, которая вошла в состав Псалтири как псалом 50-й.

Но именно в христианской Церкви этот псалом стал наиболее популярным, и все остальные псалмы не могут с ним сравниться. Да и в богослужении этот псалом занял свое важное место, читаемый в середине утрени так, что когда на этой службе в центре храма читают Евангелие, то 50-й псалом следует тотчас после него (в воскресенье и большие праздники между Евангелием и псалмом поется песнопение «Воскресение Христово видевшее…»). Если в богослужении этот псалом находится в самой торжественной части утрени, то и нам следует внять голосу Церкви и молиться с этим псалмом каждый день. Покаяние — это величайший дар, каждый человек грешен и грехи окружают его со всех сторон. И нам надо знать, что пойдя в мир иной, нам придется отвечать пред Богом и нести ответ за свои грехи. И пример покаяния нам дается именно в этом псалме. Ведь покаяние надо заслужить и верующие видят утешение в том факте, что если Бог простил Давиду его тяжелый грех, то значит и они могут надеяться на прощение своих согрешений. Поэтичный язык особенно живо передает все напряжение решающего момента в псалме. Для Давида таким моментом было то, когда его грех предстал перед ним во всем его отталкивающем безобразии. Не будучи в состоянии ни «отвернуться» от него ни оправдаться в нем, царь от всего сердца покаялся.
Забывчивость и боязнь этого псалма — это признак того, что истинное покаяние не достигло Вашей души, поэтому Вам и непонятен псалом.
Теперь давайте перейдем к толкованию стихов.

 7. «Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя».

Святые отцы издавна видели здесь указание на влияние Первородного греха, который делает нашу природу склонной ко греху. «Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя...» (св. Афанасий Великий).
Вот что пишет в толковании этого псалма Евфимий Зигабен: «Чтобы более приклонить Господа на милость и сострадание, Давид обращается к своему рождению. Ибо если бы Адам не согрешил, то не было бы ему надобности и в плотском соитии с Евою. Итак грех породил таковое совокупление, а это совокупление—в свою очередь тех, которые родились от Адама и Евы, и так далее, те от тех, другие же от других, так и до самого Давида. И хотя браки стали по закону честны пред Господом чадородия ради, но в существе своем и они суть порождение греха. Таким образом Давид говорит, что и он во грехе и зачат и родился.»

Согласно православному пониманию, освобождение от Первородного греха мы получаем в Таинстве Крещения. Тогда наша природа соединяется со Христом и освобождается от влечения ко греху. Все было бы совсем хорошо, если бы не наши греховные привычки и грехи окружающих нас людей. Из-за этого мы продолжаем искушаться, а при нерадении и впадаем в грехи. Однако крещеный человек, освобожденный от Первородного греха, то есть, от влечения ко греху имеет все силы греху противостоять — было бы желание.

15. «Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся».
Это очень хорошее указание на то, чем должно сопровождаться наше покаяние, а именно — нашим положительным примером в глазах людей. Сделал человек аборт, а потом осознал грех — и кается в нем. В таком случае этот человек должен положить за правило отныне и других удерживать от аборта. И так в отношении и других грехов. Не просто каемся, а обязательно показываем грешникам положительный пример и этим удерживаем их от греха. Евфимий Зигаебн гооврит, что эти слова имеют в виду и пророчество будущего, доселе исполняющееся; и действительно, когда проповедь евангельская, с пришествием на землю Спасителя, стала распространяться между беззаконными (не имевшими закона) язычниками, то книга псалмов Давидовых, из числа ветхозаветных книг, стала для них самою назидательною и как бы настольною к достижению высоких добродетелей христианских.

16. «Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего».
По смыслу историческому под пролитием крови разумеет здесь Давид неправедное убийство, недавно совершенное им над Уриею; по таинственному смыслу св. Писания, под этим выражением можно разуметь применительно и злых духов, которые радуются тому, находя удовольствие в крови убиваемых людей и закалаемых в жертву животных. Слова же: Боже спасения моего, употреблены вместо: Боже, Спасителю мой, как мы неоднократно замечали; а удвоение или повторение: Боже, Боже, выражает напряженное состояние души, просящей и молящейся. Современный переводчик священного писания Ветхого Завета Михаил Селезнев переводит начало этой строки так: «Избавь меня от кровавой судьбы…» Да, именно это и имеется в виду. Псалмопевец просит избавить его от справедливого возмездия за грех. Вспомним, что, согласно повелению Божию: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека…» (Быт. 9, 6)

«Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы».

Эти стихи, вероятно, были присоединены к псалму во бремя плена Вавилонского, так как содержание их не отвечает историческому положению Иерусалима и еврейского народа во время царствования Давида. Тогда не были разрушены стены Иерусалима, и не было прекращено богослужение в храме. Такое состояние евреи переживали лишь во время плена. Этот псалом, представляющий покаянное и молитвенно-сокрушенное состояние Давида, напоминал пленным евреям об их прошлой греховной жизни и мог вызывать в них покаяние в своих грехах, поэтому они могли молиться словами этого псалма, присоединив к нему прошение о возвращении своем на родину и о восстановлении прежнего величия Иерусалимского храма.

Интересно, что древние иудеи провели параллель с падением и покаянием Давида и с уничижением и восстановлением всего народа. Бог через пророков предупреждал, что Израиль будет опустошен и разрушен за грехи. Народ не внял, и предсказанное сбылось. И вот теперь нужно оплакать свое падение, покаяться и восстанавливать государство, религию, культуру. И стараться не повторять ошибок, чтобы не случилось чего хуже. Но ужас в том, что все равно не вынесли уроков из случившегося, и худшее случилось… Об этом предупреждал Христос, но не вняли. Пророков убивали, Его убили, желая заставить замолчать. Но… суд все равно настиг. И от восстановленных Иерусалимских стен, по горькому слову Спасителя, не осталось камня на камне.

У святых отцов встречаем поразительно глубокое проникновение в сокрытый, на первый взгляд, смысл последних двух стихов псалма. Они говорят, что, хотя на поверхностном уровне в этих стихах говорится действительно о восстановлении Израиля, но на более глубоком уровне понимания речь здесь идет о… созидании Христианской Церкви. «Конец псалма сего заключает в себе и другое пророчество. Пророк… умоляет, чтобы явлен был новый Сион, основался на земле Иерусалим Небесный, и как можно скорее, установилось новое жительство, приносящее Богу не бессловесные жертвы, но возношение и жертву правды, всесожжения разумные и живые, о которых говорит блаженный Павел: молю вас, братия, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим. 12, 1)» (св. Феодорит Киррский).

«Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион» — читает псалом св. Афанасий Великий и отмечает, что Псалмопевец «Сионом называет здесь Церковь».

«Воздвигни стены Иерусалима», — читает далее св. Афанасий и комментирует — стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его». Вывод святителя Афанасия такой: и когда, таким образом, пророчество исполнится и Церковь созиждется, «тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды», то есть жертвы не кровавые, но жертвы молитвенной хвалы и Евхаристического возношения.

Вот так глубоко святые отцы понимают слова Священного Писания, надо не останавливаться на буквальном смысле, а искать то, как эти стихи мы можем понимать сейчас, рассматривая Завет Ветхий сквозь призму Нового. И тогда Ваше недоумение снимется.

А про  печи-пилы и топоры уже был ответ  на страницах нашего сайта: «Как понимать описание жестоких военных подвигов царя Давида?»


* В ответе использованы толкования на 50-й псалом Евфимия Зигабена, известного византийского богослова и экзегета и нашего современника, священника Константина Пархоменко.

Этот ответ просмотрели 6014 раз.