НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает:

Крещение должно быть осознанным, почему тогда крестят младенцев?

Отвечает: отвечает Железняк Сергей Евгеньевич, религиовед, помощник благочинного по миссионерской работе

Церковь запрещает креститься повторно взрослым, хотя младенцы не соответствуют требованиям. Согласно Книге Иисуса Христа, кандидат на крещение должен: покаяться (Деян. 2, 38), верить (Мар. 16, 16), быть наученным христианскому вероучению (Матф. 28, 19). В Символе веры говориться о едином крещении — но оно должно быть ОСОЗНАННЫМ! 

1. Церковь действительно проповедует одно единственное крещение для человека. 

2. Иисус Христос никаких книг не писал, не передавал. То, что на что Вы ссылаетесь — это книги, написанные Церковью, для себя, для ее, так сказать, внутреннего применения. Если Вы человек православный, значит, это книги и для Вас, но мы обязаны ими пользоваться с рассуждением, с призыванием Святого Духа для уразумения, с обращением ко святым духоносным отцам для правильного толкования. Об опасности самочинного толкования нас предупреждает в своих письмах апостол Петр: «и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3, 15,16). Невежды — это те, кто не крещен и непросвещен. Неутвержденный — это тот, кто, хотя и крещен, но не получил должного церковного образования, катехизации.

3. Теперь, что касается крещения младенцев. На самом деле оно в Православии вполне допустимо. Этого придерживалась Церковь и в далекой древности. Вот свидетельство Киприана Карфагенского, святого начала III века: «От крещения и благодати Бога, ко всем милосердого, благого и снисходительного, никого не должно нам устранять. Сие надобно держать и соблюдать как по отношению ко всем, так особенно, полагаем, по отношению к новорождённым младенцам, которые заслуживают преимущественное наше участие и милосердие Божие». В том же III веке Ориген говорит о крещении младенцев как об апостольском Предании: «Церковь приняла Предание от апостолов преподавать крещение и младенцам».

Всё то, что говорит Священное Писание о крещении, оно говорит про взрослых, а не про детей. Просто к взрослым требований значительно больше. Библия попросту молчит о крещении детей. Вы не найдете на ее страницах никакого прямого упоминания об этом. Значит ли то, что все, неупомянутое в Библии, недопустимо? Нет. Иначе бы нам пришлось отказаться даже от печатания, тиражирования самой Библии. Но если нет прямого — не значит, что нет упоминания косвенного.

Вот, вы упоминаете слова Иисуса Христа о необходимости веры (Мк. 16, 16). Но прочтите внимательно, до конца: «Кто не будет веровать, осуждён будет». Это — слова Иисуса Христа, Бога, Который есть Любовь. Значит ли это, что Бог заочно уже осудил всех тех, кто не верует в Него, в том числе и детей, а также и тех взрослых, которые в силу своего недуга (больные шизофренией, синдром Дауна и др.) уже осуждены? Осуждены и те, кто родился душевно поврежденным? Если следовать Вашей логике, то — несомненно. Но тогда тот, в которого Вы веруете — не Спаситель, не Иисус Христос, а кто-то другой, поставивший себя на Божие место.

Как Вы думаете, в какое время возможность прийти к Богу была более доступной — в далекой древности, в Израиле, или с пришествием в мир Христа? Чтобы стать частью избранного народа Божия, не достаточно было родиться иудеем. Но самое главное — быть обрезанным. И детей обрезывали, в восьмидневном возрасте, не спрашивая у них никакого желания, веры. Кстати, если кто из взрослых язычников желал принять иудейство, одного обрезания было не достаточно. Надо взрослому и веровать, и соблюдать требования Закона. И только с этим условием возможно обрезание. Количество прозелитов во все времена было крайне малым. Христианство же для всех народов без исключения. Я не случайно упомянул обрезание. Апостол Павел приводит прямую параллель обрезания с крещением: «В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11). Хотя апостол и приводит символику обрезания, смысл крещения гораздо глубже и значительнее обрезания. В чем же он? 

Далее. Вы привели в свой аргумент место из самой первой проповеди ап. Петра. А теперь давайте поразмыслим, что здесь средство, задачи, и какова цель. Приведу это место подробно: «...покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа». Для чего необходимо крещение в контексте данных слов апостола? Цель в том, чтобы получить дар Святого Духа — «все мы одним Духом крестились в одно тело ... все напоены одним Духом» (1 Кор. 12, 13), также говорит о крещении и ап. Павел. А для чего же нужна вера, для чего необходимо покаяние? Вера — это условие для прощения грехов. Покаяние — это средство. А в крещении мы соединяемся со Христом в одно Его мистическое тело — Церковь, получаем духовный дар, силу, помогающую нам пребывать во Христе и со Христом, и в конце концов — наследовать жизнь вечную. 

Как, каким образом можно нам прийти к Богу? Сам Господь говорит следующее: Иисус сказал ему: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоан. 14, 6). И путь это один, через купель крещения, не правда ли? Но как тогда быть со следующими словами Христа: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мар. 10:, 14,15). Давайте внимательно подумаем над этими словами. Чтобы стать достойным Царства Божия, надо стать подобным ребенку. В чем надо ему уподобиться? Что делает детей способными к принятию спасительной благодати? Их некоторая интеллектуальная недоразвитость или их чистота сердца, бесхитростность? Очевидно, что последнее. 

Последнее. Может ли Бог спасать от смерти, исцелять помимо нашей воли? Может. В Писании приводятся много примеров, когда Он исцеляет людей по вере их родственников, знакомых. И среди них есть также и дети. Что есть крещение, как не исцеление от греховного повреждения нашей души и нашего тела? Крещение — это не запись в члены партии, это усыновление Богу. Бог принимает нас в Свою семью, относится к нам, как к неразумным, бестолковым детям. Так неужели же мы будем отталкивать тех, кого Бог также любит, также желает вечности только на том основании, что мы более образованны, более смышлены? Самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы... (2 Тим. 3, 2-4).

В начале я указал, что есть косвенные свидетельства крещения детей. Вот одно из них: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1 Иоан. 2, 12,13).

Как ребенку могут проститься грехи, греховность падшей человеческой природы? Есть ли иной какой способ, кроме крещения? Для покаяния необходимо осмысление, которого у детей нет. Но Господь дает крещение — в нем и омываются все грехи, в том числе и первородный: «Исповедую едино крещение во оставление грехов» (Символ веры).

Этот ответ просмотрели 6572 раз.