НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает: Александр, г. Набережные Челны

Что такое секта? Есть ли в нашем городе мусульманские и православные секты?

Отвечает: ответает Железняк С.Е., помощник благочиния по миссионерской работе, специалист религиоведения

Вопрос сектоведу Сергею Железняку. Уважаемый Сергей Железняк, не могли бы Вы более понятно рассказать, что такое секта? Что такое бизнес-секта? Чем секты нашего города отличаются друг от друга? Есть ли в нашем городе мусульманские и православные секты? Какие и в чем их особенности?

Секта — понятие в настоящее время, увы, очень заезженное, очень часто можно услышать подчас оскорбительные высказывания с употреблением этого слова. Отсюда — подчас негативное его восприятие в России. На Западе это понятие не имеет негативного значения, так называют там себя группы, которые откалываются от другой, традиционной, с целью возродить утраченные верования или обычаи.

Наши словари дают секте следующее определение: Секта — это религиозное течение, отделившееся от какого-нибудь вероучения. Часто секта принимает что-нибудь новое в вероучении и находится в оппозиции к тому, из которого вышло. Пришло это слово из латыни: secare — срезать, разделять; secta — правило, учение, школа. Но такое классическое определение не может описать во всей полноте современные реалии. Сто лет назад не существовало еще таких групп, которые только мимикрируют под религию с целью получения власти, выгоды, эксплуатации своих членов. Такие группы, сообщества в западной традиции принято называть культами, а у нас в России — тоталитарными сектами.

В настоящее время есть группы, которые маскируются не только под религию, но и под медицину, науку, политику. Одним словом, их лидеры используют всевозможные средства для обмана своих явных и предполагаемых членов. Яркая черта — наличие двойного учения, свое, внутреннее — только для посвященных, не сообщаемое публике. Чтобы провести границу между этими двумя понятиями для первых я использую понятие традиционная или классическая секта, для вторых — тоталитарная или деструктивная. Этимологически такие секты можно возвести к латинскому sequi — следовать за кем-либо. В сопоставлении с исконным христианством те конфессии, что охранили основополагающие верования в Троицу, Иисуса Христа, сохраняют генеалогическую преемственность с неразделенной Церковью, их можно называть инославными. Это римо-католики, лютеране, кальвинисты, традиционные методисты и другие, подобные им.

Так называемые бизнес-секты, о которых Вы спрашиваете, это коммерческие культы. В них чуть ли не молятся на свой Продукт. Под продуктом может быть что угодно: и пищевые добавки (Гербалайф, Визион, Тян-ши), косметика, бытовые наборы, бытовая химия (Эйвон, Амвэй). Вплотную к ним примыкают психокульты, их Продукт более абстрактен — успех во всем, гениальность, лидерство. В тоталитарных сектах вовсю используется вербовка новых членов, для чего используется обман. Зачастую новички ничего не знают о генеральной политике, о руководстве. Аналогично дело обстоит и в коммерческих культах: «Только для вас это будет с большой скидкой, а это — в подарок. Приходите к нам на собрание, и мы научим вас быть богатыми (знаменитыми, сильными)». Если они что-то распространяют, то делают это по типу пирамиды, зачастую не платят никакие налоги. Часто существует целая система посвящений, зачастую закрытая для непосвященных (запрет на видео, аудиосъемку). В своей «учебной» практике могут использовать восточные религиозные и оккультные методы.

Пример такого психокульта у нас в Челнах — «Источник лидерства». Для всех таких культистов их Товар — это идея фикс, в нем весь смысл жизни, это их кумир. Их члены буквально подсаживаются на «иглу» — едим только свое, лечимся только своим, дружим только со своими, все разговоры только о своем товаре, методе, тренинге. И бесконечные «партсобрания» по совершенству в методах продаж, бесконечные тренинги.

В мусульманской среде тоже есть свои секты. У нас в Татарстане и в частности, в Челнах есть последователи Файзрахмана Саттарова. Файзрахман был одно время заместителем муфтия ДУМ, затем стал слышать голоса и, в конце концов, объявил себя новым последним пророком. Эта секта немногочисленная, в центре, в Казани около 70 членов. Очень часто мусульманские секты имеют яркую политическую составляющую, вследствие чего они часто носят экстремистский характер. Яркий пример — «Хизб-ут-Тахрир». Есть еще одна группа среди мусульман — «Нурджулар», с одной стороны их вероучение не отличается от мусульманского, поэтому их трудно выделить в отдельную секту по богословскому признаку, но с другой — ее характеризует конспиративность, а это — уже явная сектантская тоталитарная черта.

В околоправославном мире тоже можно найти сектантов. Часть из них следует отличать от раскольников-старообрядцев. Это те, что не повреждают собственно православное вероучение, но предпочитают держаться традиций и обрядов, сложившихся к 16-му веку. Раскольников характеризует большая вера в сам обряд, в его спасительность. В Набережных Челнах есть община и храм Ильи пророка, относящегося к старообрядцам белокриницкого согласия. Сведений о сектантах беспоповского толка (отрицающим необходимость священства) в нашем городе нет.

В последние 20 лет усилились «апокалиптические» настроения среди части православных, это свойственно и нашему городу. Их характеризует паническое ожидание конца света, боязнь электронных документов, ИНН. Настроены крайне антиэкуменически: некоторые даже простое рукопожатие с католиком расценивают как предательство Церкви. Их «флагманом» является бывший чукотский епископ Диомид. Челнинские ИНН-исты посещают наши православные храмы, но ведут более замкнутый образ жизни.

Этот ответ просмотрели 5854 раз.