НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»
24.04.2015

Спрашивает: Валентина, Россия

Зачем христиане крестятся? Каковы истоки крестного знамения?
24.04.2015

Отвечает: отвечает Железняк Сергей Евгеньевич, религиовед, помощник благочинного по миссионерской работе

Добрый день. Зачем христиане крестятся? Каковы истоки крестного знамения?

Крестное знамение для нас — это и память о Христе, о Его крестных страданиях, это и духовная помощь от Господа нам. Это самая короткая молитва, сказанная не ловами, а руками. Это и напоминание, чтобы мы отверглись всего и, взяв себе свой крест, последовали за Иисусом (Мф. 16, 24). Вот замечательные слова апостола Павла о Кресте Господнем: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14) и «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Уже только этими словами можно показать, как важен для нас Крест Христов, нательный крестик и крестное знамение. Крестным знамением мы ограждаем себя от лукавых бесов, готовых искусить, подтолкнуть ко греху в любой момент. Мы крестим постель свою перед сном, чтобы не быть искушенными и во сне, крестным знамением освящаем пищу, своих близких, испрашивая Божия благословения. В народе в старину говорили: «Без Бога не до порога» — вся жизнь наша должна быть под покровом Божиим, а для этого самое простое, что возможно — осенить себя крестным знаменем.

Когда впервые в христианском мире появилось крестное знамение, неизвестно. Известно лишь, что уже ранняя христианская письменность зафиксировала его наличие. Тертуллиан (жил о втором веке — начале третьего) пишет следующее: «Перед началом каждого дела и при каждом движении вперед, при входе и выходе, обуваясь, умываясь, садясь за стол, зажигая свечу, ложась в постель, присаживаясь, чтобы побеседовать с кем-нибудь, чертим на лбу крестное знамение». В своем увещании к христианке, собравшейся замуж за язычника, писатель описывает самые разные неудобства, связанные с вероисповеданием и среди прочих указывает на крестное знамение: «Сможешь ли ты тайком крестить постель и свое тело?». Живший также в III веке священномученик Ипполит Римский, описывая литургическую жизнь ранней Римской Церкви, пишет: «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением». Но значит ли это, что только в III веке сформировалась такая традиция?

Анализируя синагогальное богослужение времен Иисуса Христа и апостолов, сопоставляя ветхозаветные тексты с новозаветными, можно предположить, что традиция крестного знамения возникла уже во времена самих апостолов. В то время на богослужении был обычай наносить на лоб имя Божие в символе согласно откровению пророка Иезекииля (Иез. 9, 4). На лоб наносились две буквы алфавита, первая и последняя «Алеф» и «Тав». Эта символика говорила что Бог есть Вечный, Всемогущий и Вездесущий. Он объемлет все, все произошло от Него и Он — полнота всего. В Откровении Иоанна Богослова несколько раз встречается фраза: «Аз есмь альфа и омега, начало и конец». В греческом алфавите «Альфа» и «Омега» — это первая и последняя буквы. То есть здесь такая же символика, как и в синагогальном богослужении. Там же, в Откровении сказано: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр. 14, 1). И еще: «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Откр. 22, 3-4).

О значимости для христиан Креста Господня, говорит и Сам Иисус Христос, и апостолы: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Эти слова Христовы становятся понятны только в свете Его Крестных страданий. «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6, 14). Ранняя Церковь много восприняла от своей «прародительницы», от ветхозаветной. Разделение храма на три части, три степени священства, многочисленные элементы убранства храма: кадильница, свечи, лампады, семисвечник и многое другое. Воспринимая элементы богослужения, ранняя Церковь переняла и знамение Божие на челе. Интересно отметить, то в скорописи буква «Тав» выглядит как наклонный крестик. Церковь переосмыслила древнее начертание, обновила его, преобразовав в знак Креста Господня.

Примерно в IV веке стал распространяться так называемый «широкий крест» — знаменование всего себя Крестом, символическое нанесение Его на все свое тело. И не только свое тело, но и все вокруг освящается этим Знаком. Так говорит об этом святой Ефрем Сирин: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю — постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом». В это время христиане знаменуются одноперстием. Спустя столетия, в IX веке входит в употребление двуперстное крестное знамение. Дело в том, что еретики-монофизиты «нагрузили» одноперстное знамение новым содержанием для пропаганды своего учения. Монофизитство в одно время стало настолько распространенным на ближнем Востоке и Египте, что многие национальные церкви отпали от единства в вере. На активную еретическую миссионерскую проповедь православный мир ответил введением двуперстия с глубоким символическим осмыслением этого знака: Два перста, сложенные вместе символизировали двуединую природу Иисуса Христа: божественную и человеческую.

Троеперстие также было широко распространено, как и двуперстие. Оно практиковалось и на востоке, и на западе. Но закрепление этой формы в богослужебном ритуале происходит сравнительно поздно — только в XII веке. Причина закрепления троеперстия подобна и двуперстию: двумя перстами наносили крестное знамение еретики-несториане. Чтобы не смешиваться с ними провозглашается троеперстие для православного крестного знамения. Что касается «войн» за крестное знамение на Руси, то это очень печальная история. Увы, но на первое место в духовной жизни выходит обряд. И это черта не только русская, это свойственно и грекам — Константинополь с XV века под турками, качественного духовного образования нет. К сожалению, обряд становится выше исповедания веры. Так, Стоглавый собор канонизирует двуперстие, произнося анафему на троеперстников. Собор 1656 года уже осуждает двуперстников как еретиков. Печальное время.

В грекоязычных Церквах на востоке ясно осознавали близость несториан и прочих еретиков и сторонились их. По этой причине крестное знамение играло в том числе и «сигнальную» роль. Но на Руси ни монофизитов, ни несториан отродясь не было, не от кого было дистанцироваться, и по этой причине реформа знамения была совершенно не понятна, что привело, увы, к некоторой смуте. Вот и получилось, что по причине обрядоверия новое троеперстие было воспринимаемо как ересь, так и ересью никониане назвали и древнее двуперстие. На поместном Соборе 1971 года Русская Праволавная Церковь поставила точку в этом споре: все дониконовские русские обряды, включая двуперстное крестное знамение, были признаны равно спасительными, как и современными.

В заключение хочется отметить, что знаменование себя Крестом требует от нас внимательного и благоговейного отношения. Это великая наша святыня и к ней требуется особое отношение. Еще в IV веке Иоанн Златоуст учил: «Вы должны не просто чертить крест своими пальцами, — писал он. — Вы должны делать это с верой».

Этот ответ просмотрели 3806 раз.