НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Владивостокская митрополия»

Спрашивает: Михаил. Лесозаводск

Правда, что военным есть послабление в пост?

Пост - это борьба с грехом через воздержание от определенной пищи и ограничение собственных желаний ради духовного роста. Определенный рацион еды не является целью поста.

Пост – это особое состояние, в котором пребывает не только тело, но и душа, и дух человека. Постящиеся отказываются от белковой и жирной пищи потому, что белок и жир возбуждают гормональную активность. Избыточная гормональная активность отвлекает человека от молитвы. Человек отказывается также от плотских удовольствий. В этом заключается пост тела. Душа тоже постится всеми своими тремя частями – чувствами, разумом и волей. Человек не должен развлекаться телевизором, театром, модой, пустыми разговорами, чрезмерным увлечением компьютером и другими чувственными удовольствиями, провоцирующими в нем глубинные страсти. Пост разума заключается в постоянном контроле за своими помыслами, чтобы не допустить укоренения и развития греховных помыслов. Постящаяся воля как бы стоит на страже, не допуская физического совершения греховных действий и исполняя добрые побуждения души человека. Постящийся дух постоянно пребывает в молитве.

Итак: постящийся человек представляет собой гармоничное единство тела, души и духа.

Послабление (в смысле диеты) бывает не конкретным профессиям, а людям, которые находятся в условиях, когда соблюдение диеты невозможно – например солдат во время боевых действий питается тем, чем его обеспечивают, так же и больной в больнице, путешествующий, у которого нет возможности самому выбирать пищу. Сюда же относятся люди в определённых состояниях – беременные, кормящие мамы, больные, а так же здоровые мужчины, которые занимаются тяжёлым физическим трудом.

Весь вопрос в том, чем именно занимается военнослужащий и есть ли у него возможность выбирать пищу. В любом случае пост – не сводится к диете.

Святая Церковь устанавливает одинаковые для всех верных правила относительно соблюдения поста. Но в случае, когда человек из-за того, что занимается тяжелым физическим трудом, или по состоянию здоровья, не может придерживаться поста согласно этим постановлениям, то допускается некоторое послабление ему относительно пищи, которую он может употреблять. Церковь не требует ни от кого невозможного, и поэтому с пониманием относится к подобным ситуациям.

Однако не стоит самостоятельно решать вопрос, насколько строгим должен быть пост. В Православной Церкви есть традиция, согласно которой все вопросы, касающиеся строгости соблюдения поста, каждый верующий должен решать со своим духовником или со священником того храма, прихожанином которого он является. При этом он должен объяснить, почему не может держать пост согласно Уставу.

Это так ясно и понятно разъяснено в целом ряде наших прекрасных церковных песнопений, из коих особенно выразительна стихира, которая поется в понедельник на первой седмице Великого поста. Вот эта стихира:

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».

Предостерегают наши церковные песнопения и от неправильного поста — тех, кто всю суть постного подвига видят в одном только телесном воздержании от скоромной пищи, и решительно осуждают таких «постников».

«От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением: аще бо не вина ти будет ко исправлению, яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим» — так поется в стихире на подготовительной к Великому посту сырной седмице (в среду на утрени). Это значит: напрасно радуется своему посту тот, кто хотя не ест скоромной пищи, однако не заботится об очищении себя от греховных страстей. Такой лишь уподобляется злым демонам, которые совсем ничего не едят. Пост, который не служит внутреннему исправлению души, есть лицемерие, навлекающее гнев Божий.

Пост приятный и благоугодный Господу заключается в разумном сочетании телесного воздержания от скоромной пищи с духовным воздержанием от служения греховным страстям, причем это телесное воздержание должно рассматриваться не как самоцель, а лишь как средство для успешной борьбы с греховными страстями.

Сущность поста — именно в этой борьбе за освобождение своей души от порабощения ее злом.

Рекомендуем статью священника Константина Камышанова "О послаблении поста и любви второй свежести" и подборку "От послабления к расслаблению: Где грань между «нельзя» и «можно»?"

Храни вас Бог!

Этот ответ просмотрели 6203 раз.