НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Пост

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Николай

Здравствуйте.
Вот у меня вроде все есть - большой дом, квартира, дорогая машина, жена красавица (кстати скоро родит). Могу себе позволить дорогие вещи, покупки, развлечения. А вот на душе как-то тяжко бывает, иногда пусто так одиноко - непонятное состояние. Мне кажется, что все мне завидуют, ненавидят меня и зла желают, даже близкие. Хотя я считаю себя порядочным человеком и зла никому не делаю. Я сам никогда никому не завидую. У меня нет такого качества.
Сестра у меня православная. Говорит мне о Боге что-то вроде понятное, но я с ней не согласен и считаю, что она зря так увлеклась религией. В церковь ходит, молится, соблюдает пост, учится на каких-то православных курсах. Может ей надо помочь? Она как бабка старая, хотя молодая девчонка. Ведь так она никогда замуж не выйдет, всех женихов распугает! Чем я могу ей помочь? Хотя я вижу, что с другой стороны она какая-то другая стала. Матом перестала ругаться, ко мне даже по-другому стала относиться, помогает по дому, но говорит она мне чушь какую-то - мне все это не нужно. В Бога я верю, крещеный и крестик ношу не снимаю. И машину, и дом освятил (сестра посоветовала). Только не понимаю, зачем надо столько молиться, мучить себя постом, ходить в Церковь, если итак в Бога веришь! Я же никого не убиваю, не ворую. Бог должен быть в душе и это главное. Надо сегодняшним днем жить и просто быть хорошим человеком. А что Бога упрашивать и так мучиться напрасно, все равно от судьбы не убежишь.
с уважением, Николай.

Уважаемый Николай!

Человека Господь наделил удивительным свойством - верить. Вера - полное вручение себя Тому, в Кого веришь. Вера в Бога прежде всего есть признание над собой власти Бога и, как результат этого признания, - смирение перед Богом и перед Его законом. Верим мы или не верим - закон действует.

Основная масса народа признает Бога, многие называют себя верующими, но не доверяют Ему, не желают смириться перед Ним. Жизнь этих людей не изменяется от того, что они лишь признали бытие Бога, потому что они не признали Божественного закона. В этом и заключается корень всех проблем многих людей. Ведь незнание закона от ответственности не освобождает. Очень редко можно встретить людей, которые открыто исповедуют свое неверие. Но даже они в минуты, когда их, как говорится, "прижмет", вспоминают о Том, Кто мешает им жить по своей воле и в бытие Которого они всячески стараются не верить. В этом и заключается феномен веры. Она присутствует во всяком человеке. Абсолютно неверующих людей не бывает.

Если один человек видит смысл своего существования в наибольшем раскрытии в себе Образа Божия, то ему не нужно объяснять необходимость духовной жизни. Если у другого смысл жизни в стяжании земных благ и удовольствий, то ему невозможно объяснить необходимость аскетических упражнений и смысл духовной дисциплины, направленной на ограничение своей плоти. Такой человек сводит веру в Бога лишь к обрядовости: поставить свечку, покрестить и отпеть. Человек, совсем отвергающий Бога, делает это не потому, что в Него не верит, а потому, что Он ему мешает жить в его жизни, где "бог" - это он сам. Обычно эти люди лишены всех нравственных норм, и когда от них требуют соблюдения нравственного закона, это их очень раздражает. Вот почему они хотят верить в то, что Бога нет.

Некоторые "верующие" люди объясняют причину своей нецерковности тем, что они воспитаны в эпоху богоборчества, на других идеалах и других понятиях и теперь, дескать, переучиваться поздно, поэтому им трудно и неуютно в церкви. Но на самом деле причина кроется в свободном выборе человека и духовной лености. Эти две причины тесно связаны между собой. Человек двум господам служить не может, необходимо каждому из нас сделать свой выбор. Когда человек все силы своей души направляет на достижение "рая на земле", он говорит так: не могу ходить в храм, не приучили. На самом деле ему просто не хочется ходить в храм, читать молитвы, держать посты. У него нет в этом необходимости, потому что "смысл" его жизни достигается совсем иными путями. Он не понимает величественного смысла духовных действий, и они ему кажутся нелепыми потому, что его взгляд устремлен долу, он видит лишь то, что у него под ногами и даже не пытается взглянуть на красоту Горнюю.

Другие люди заявляют, что они вообще неверующие. Но таковыми они являются лишь потому, что если им признать бытие Бога, то надо признать и Божественный закон, нарушение которого является грехом. Это понятие греха значительно ограничивает так называемую "свободу" человека, а человеку хочется запретного. Для него понятие греха становится ненавистным, но его душа, несмотря на его убеждения, устроена по Образу и Подобию Того, в Кого он не верит. И потому в человеке развивается духовное противоречие, его начинает мучить совесть. Тогда человек начинает безумную борьбу против Бога, разрушая свою духовную и физическую целостность. Нежелание смириться перед Божественным законом, который действует вне зависимости от наших убеждений, приводит к глубокому духовному кризису. Год от года количество самоубийств и психических заболеваний увеличивается как у нас в стране, так и за рубежом, особенно в США - в самой богатой в мире стране, где "официальной религией" является мамона, материальное благосостояние любой ценой. В результате формируется новый тип человека, который носит в себе совсем не Божественный образ и Его подобие, а нечто другое.

Смысл деятельной веры, основанной на многовековой нашей Православной традиции, заключается как раз в том, чтобы развить в человеке полное доверие и вверить себя Божественному Промыслу. Если Церковь, которая основана Самим Богом, предписывает ограничить жизнь в чем-то, что вредит душе, нужно не размышлять о целесообразности ограничения, а смириться перед Церковью. Необходимо верить: что нам нельзя, то вредно. И не любопытствовать подобно нашим прародителям: а вдруг ничего не будет, и мы будем "как боги". Ведь Адам и Ева не поверили Богу, что вкушение запретных плодов будет для них не полезно.

Бог не хотел смерти людям, Он их предупредил: нельзя, умрете. Люди не поверили и - умерли. Бог хотел, чтобы через добровольное ограничение себя люди выразили свое доверие и любовь к Богу. Ведь в основе любви лежит жертвенность. Адам и Ева должны были ограничить себя добровольно, не есть плодов, и в этом акте они бы выразили и любовь, и веру. Но наши прародители избрали иной путь: а вдруг - можно, и ничего за это не будет? Вот так же и в наше время некоторые люди размышляют: а зачем пост? зачем молиться? зачем ходить в храм? зачем открывать свои тайные грехи священнику? И чтобы все запретное стало "ложью", им хочется отвергнуть веру в Бога.

Мало кто среди безумия этого мира, когда соблазны вокруг нас и все труднее устоять, задает себе вопрос: а вдруг за гробом будет Суд и воздаяние? Тогда за все придется отвечать. И окончательное убеждение, что Бог есть, приходит уже на смертном одре. Пример этому - смерть Вольтера. Когда этот богоборец метался в агонии на своем ложе, он кричал: "Я верю! Я верю! Господи, помоги!" Умирающему открывается видение духовного мира, ангелов и бесов. Видя их и ощущая загробный ужас, человек ужасается и до конца понимает, как жестоко он ошибался…

Апостол Павел формулирует веру как "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1). Это значит, что верующий человек должен быть уверен, что будет Суд и ему придется дать ответ за всю свою жизнь. Что имеет бытие и ад, и рай, что если не иметь ограничения вседозволенности в своей жизни, то в иной жизни он будет наследовать место, где получит воздаяние за свою безпорядочную и не ограниченную никакими моральными нормами жизнь. Это место называется геенной огненной, где, по слову Священного Писания, есть тьма кромешная, червь неусыпающий и скрежет зубов, стенание и вечный плач.

Каким же нужно быть безумцем, чтобы, веря во все то, что и представить даже страшно, продолжать вести свою окаянную жизнь во грехе, по-прежнему говоря: а зачем пост? зачем молитва? зачем храм, ведь "Бог в душе"? Да затем, чтобы избежать всего этого, чтобы иметь хоть какую-то надежду на спасение в вечности. "Вот, Господи, моя жизнь, я безконечный грешник. Я недостоин милости, но я боролся, вот мой пост для Тебя, вот моя молитва к Тебе, вот мое покаяние в моих грехах, в том, что я своей жизнью исказил Твой замысел о себе. Не суди меня строго, но помилуй. Я немощный и ничего не могу без Тебя. Я ничто без Тебя".

Теперь к вопросу о судьбе.

Понятие «судьба» употребляется в повседневной речи, по меньшей мере, в двух значениях. С одной стороны, судьба – это то, что предначертано человеку, то, что предопределяет его поступки, то, что «ему на роду написано». С другой стороны, судьба – это результат человеческой жизни, то, что сложилось, то, с чем человек приходит к концу своего земного существования.

Судьба человека в первом значении Церковь называет Божьим Промыслом. Святитель Филарет (Дроздов) определят его как «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям».

Божий Промысл можно назвать и Божественным Предопределением. Священное Писание свидетельствует о том, что это предопределение к благу. Благость Промысла Божия заключается прежде всего в предназначении человека к бессмертию и Вечной Жизни. Об этом настойчиво говорит Премудрый Соломон: "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле" (Прем. 1:13-14).

Столь же уверенно говорит об этом апостол Павел: "Любящим Бога, призванным по Его соизволению, все содействует ко благу" (Рим. 8:28). Еще более ясно о предопределении исключительно ко спасению говорится в его Послании к Ефесянам: "Он избрал нас ... прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей... В нем мы и сделались наследниками, быв предназначенными к тому" (Еф. 1:4-5,11). И еще более ясно – в Первом Послании к Тимофею: «Бог хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2,4).

Божественное Предопределение не отрицает личной свободы человека. Выдающийся православный богослов 20-го столетия В.Н. Лосский пишет: "Промысл есть определение Божественной воли в соответствии с человеческой свободой, в предвидении свободных действий твари. Эта воля - воля всегда спасительная, которая может создавать полезное людям во всех превратностях их блужданий, если только человек умеет ее познавать. Можно сказать с некоторой извинительной неточностью, что Бог нисходит в Своей промыслительной деятельности к свободе людей, действует в соответствии с этой свободой, согласует свои действия с действием существ тварных, чтобы, выполняя Свою волю, управлять падшим миром, не нарушая их тварной свободы." (Лосский В.Н. Мистическое Богословие. М. 1990. стр.105).

Поэтому можно уверенно говорить о том, что каждого человека, искренне и ответственно исповедующего православную веру, Промысл Божий ведет ко спасению. И хотя бы некоторые события жизни казались верующему человеку несправедливыми и дурными, все они должны быть со смирением приняты и пережиты, поскольку общий замысел невиден человеку и доступен только Богу.

Судьба в значении содержания земной жизни человека также является глубоким богословским понятием. Экзистенциальный итог человеческой жизни, включающий в себя не только совокупность совершенных поступков, но и всю полноту мнений, желаний, неосуществившихся надежд, любви и разочарований, определяет участь человека в вечности.

Этот итог является главным человеческим основанием Страшного Суда. Он, по мнению Святейшего Патриарха Сергия, будет не произвольной раздачей наград и наказаний, а доскональным, абсолютно точным определением духовного состояния, в котором человек завершил свою земную жизнь, а, следовательно, и определением того, каким стало воскресение для судимого: "воскресением живота" или "воскресением суда".

Другими словами, судьба человека в его земной жизни определяет его судьбу в Вечности.

И чтобы это искренне осознать всей душой, всем сердцем и всем помышлением, нужна глубокая духовная жизнь под покровом нашей Святой Матери Церкви. Без Нее спасение невозможно. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец.

Помоги Вам Бог!

Этот ответ просмотрели 2290 раз.