НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Пост

На вопрос отвечает представитель сайта «Владивостокская митрополия»

Спрашивает: Елена

Хотелось бы знать, какое значение придает церковь имени? Согласна ли с тем, что имя играет важную роль в характере и судьбе человека (я лично в этом сомневаюсь)? И как монахи выбирают имя при принятии монашеского пострига?

Отвечает: иеромонах Иннокентий

В православной церкви нет догматического учения о роли имени в характере и судьбе человека. Это значит, что вы можете на эту тему услышать различные частные ответы. Что в церкви есть, так это обычай называть детей и взрослых при крещении именами христианских святых, тех, кто записан в наших календарях-святцах. В этом закладывается символический смысл - хотеть быть похожим в жизни на того, кто уже достиг святости и общения с Господом, молиться этому святому, как своему небесному покровителю, можно сказать другу, о его молитвенной помощи. И вот здесь мы уже выходим на догматическое учение церкви о почитании святых. Мы верим,  что святые нам помогают прежде всего в том, чтобы жить христианской жизнью.

С другой стороны из Библии мы знаем, что в древности знание имени связывалось с познанием, открытием какой-то тайны. Вот, например, святой пророк Моисей, когда стал свидетелем Богоявления в Купине Неопалимой, спросил у Господа: Как Твое имя? И Господь тогда не назвал Моисею Своего имени. Но с другой стороны, когда в церкви были догматические споры о возможности и характере Богопознания, то церковь не приняла и отвергла учение некоего Евномия, который считал, что познание Бога возможно только через знание имени. Церковь приняла учение, что Бога познать можно через Его действия в мире.

Еще один момент. Когда человек крестится, то церковь молится, чтобы Господь Бог записал имя новокрещеного в свою Книгу жизни. Господь Иисус Христос говорил своим ученикам, чтобы они больше радовались тому, что их имена написаны на небесах. Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении также говорит о книге жизни с именами тех, кто к ней записан. Отсюда можно сказать, что имя непосредственно связано с нашей индивидуальностью, личностью, которая собственно или спасается, или осуждается.

В монашеском постриге принято давать новое имя (постриг - потому что когда человек дает обеты Богу, то его на голове крестообразно постригают, символически, к знак закрепления обетов). В этом смыл тот, что действительно мы верим, что монашество - это другой образ жизни, чем обычного мирянина, это покаяние и кардинальное изменение образа жизни (так должно быть), поэтому в начале новой жизни монахам дают новое имя. Это происходит как раз в тот момент пострига, когда желающему стать монахом потригают на голове волосы. Постригают уже с новым именем. Два способа есть наречения имени монаху: первый, когда сам настоятель монастыря решает, какое дать имя, второй, когда имя дается по жребию. Из нескольких записок с именами при постриге настоятель монастыря берет одну  и то имя, которое записано в записке,  дается новопостриженному монаху. Лично мне давали имя по жребию, которым мне выпало носить имя святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, миссионера и просветителя Сибири и Америки. Теперь же у меня послушание - миссионерская работа. Такая вот связь получилась между моей нынешней жизнью и именем...

Есть поговорка, не имя красит человека, а человек имя. И это так. Никакой святой не сможет нам помочь, если человек своими поступками, всей своей волей уходит от Бога, от его заповедей.

Этот ответ просмотрели 2707 раз.