НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Вопрос о душе

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Юрий

Здравствуйте!
Почему последствия грехопадения Адама и Евы распространились на потомков?
Какой любящий отец будет наказывать внуков и правнуков за проступки детей?
Даже в уголовном праве, далеком от евангельских заповедей, нет таких норм.
Только при Сталине страдали дети осужденных...
Вот пророк Иезекииль передает слово Господне:
“Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет.” (Иез. 18, 4)
“Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.” (Иез. 18, 20)

Уважаемый Юрий,

 

Последствия падения прародителей имеют общее наименование проклятия. По определению "Пространного Катихизиса", проклятие - это "осуждение греха праведным судом Божиим, а от греха происшедшее на земле зло в наказание человекам".
Проклятие не следует понимать как месть Бога за нарушение Его воли — грех саморазрушителен. В грехопадении человек как свободная личность совершил противоестественный выбор и тем самым навязал своей природе противоестественный способ существования. Последствия греха проистекают непосредственно из него, однако это не означает, что они следуют за грехом автоматически, сами по себе, вопреки воле Божиеи, ибо тварь сама не может изменить законы природы, установленные Творцом. Кроме того, всемогущий Бог мог бы и после грехопадения сохранить человека в прежнем состоянии, однако ради пользы самого человека не пожелал этого. Таким образом, говоря о последствиях грехопадения, необходимо различать два неразрывно связанных между собой действия: с одной стороны, "естественное" проистечение этих последствий из факта грехопадения, с другой стороны — попущение этих последствий волей Божией и утверждение их в качестве закона существования для падшего естества. Это Божественное определение, осуждающее грех, и называется проклятием. По отношению к человеку проклятие выражается в изменении состояния человеческой природы, искажении способа ее существования, а также в изменении внешних условий существования человека. Целью проклятия является не отмщение, а исправление человека через смирение его гордыни и приведение его к покаянию. Прежде всего, проклятие выражается в невозможности для человека иметь общение с Богом, в отчуждении человека от Бога как Источника жизни. Будучи Светом, в Котором нет никакой тьмы (1 Ин. 1, 5), Бог, руководствуясь нравственным достоинством добра, не может вступить в общение ни с чем греховным и злым. Иными словами, Бог создает для согрешившего человека условия бытия, наиболее соответствующие его духовно-нравственному состоянию, условия, полагающие предел развитию зла в падшем человеческом естестве.

Каковы же последствия грехопадения в отношениях между Богом и человеком? До грехопадения отношение человека к Богу было отношением всецелого и радостного послушания. Человек находился в непосредственном общении с Богом. Божественная благодать, укорененная в природе человека самим актом его сотворения, открывала ему путь дальнейшего обожения. И душа, и тело человека были "пропитаны" благодатью.
Своим греховным самоутверждением человек "вытеснил" из себя Бога. Свт. Филарет Московский говорит, что, согрешив, "человек остановил в себе приток Божественной благодати".
В результате благодатная связь с Богом разрывается, человек выпадает из состояния изначального единства со своим Творцом. Если до грехопадения человек ощущал дыхание Божие в своем сердце, то теперь Бог начинает восприниматься человеком как внешний объект, приближение которого вызывает в человеке не чувство любви и радости, но страх (Быт. 3, 10).
Само присутствие Божие становится для человека невыносимым, отныне человек уже не может увидеть Бога, не может общаться с Ним лицом к лицу (Исх. 33, 20). Состояние человека после грехопадения Священное Писание определяет как состояние вражды против Бога (Рим. 5, 10), а отношение Бога к падшему человеку как гнев (Еф. 2, 3). Но объектом гнева Божия являются не сами люди как личности, а греховное состояние их природы, которое не может быть предметом благоволения Божия, ибо "невозможно общение между светом и тьмой" (1 Кор. 6, 14). Н. Н. Глубоковский писал: "Греховность, как недолжное состояние природы человека, навлекает на себя гнев Божий", но "Правда Божия <...> и в самом карающем настроении движется неисчерпаемым человеколюбием".

В нравственном плане в человеческом естестве можно различать три составляющих — дух, душу и тело, между которыми до грехопадения имели место отношения строгого соподчинения. Дух был устремлен к Богу, душа находилась в подчинении духу, тело было послушным орудием души, и весь материальный мир подчинялся своему владыке — человеку. Грех опрокинул эту изначальную иерархию. Дух, разорвав свою связь с Богом, попадает в зависимость от души, отсюда возникает ложная духовность. Душа порабощается телом, здесь - источник страстей. Тело, в свою очередь, оказывается в зависимости от внешнего мира, порабощается вещественным началам мира сего. В отношении между составляющими человеческой природы вносится разлад: "Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти, они друг другу противятся" (Гал. 5, 17). 
Без благодатной помощи ресурс человеческой природы начинает истощаться, тем самым наше естество становится тленным. Святые отцы использовали слово "тление" в двух значениях.
Во-первых, тление означает подверженность естества страдательным состояниям (болезни, скорби, усталости от труда, физической боли и так далее). Так, после грехопадения в жизнь человека вторгаются телесные и душевные болезни, груд теряет творческую радость. Родовая жизнь, поражаемая различными страстями, искажается. Рождение детей становится для женщины мучительным и сопряженным с опасностью для здоровья и даже для жизни (Быт. 3, 16). Во-вторых, тление (нетление) означает разрушение, распадение целого на составляющие элементы. Следует иметь в виду, что и во втором значении понятие тления может относиться не только к телу человека, но в определенной степени и к душе, хотя последняя и не имеет элементарного состава. Тление души выражается в дезинтеграции присущих ей естественных сил — разума, воли и чувства.
Итогом этого процесса распада является смерть, самое главное и самое страшное следствие грехопадения. Согласно "Пространному Катихизису", от греха Адама произошла двоякая смерть:
"телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшею духовною жизнию... Тело, когда умирает, теряет чувство и разрушается; а душа, когда умирает грехом, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания".
Попущение смерти есть проявление попечения Божия о человеке, ибо грех обладает свойством накапливаться, и если бы смерть не полагала предела земному существованию человека, то он, совершенствуясь во зле, в конце концов уподобился бы демонам. Попущение смерти и изгнание человека из рая, делающее недоступным для него древо жизни, необходимы для того, чтобы не увековечить человека в состоянии духовно-нравственного ничтожества. Именно неотвратимость смерти открывает для человека путь покаяния. 

Этот ответ просмотрели 2513 раз.