НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Святые и подвижники

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Константин

Мир Вам!
1. Что есть Смирение, и как строить по нему жизнь.
2. В чем суть главенства мужа по отношению к жене в христианском браке.

Уважаемый Константин!

Простите за задержку с ответом.

Понятие смирения имеет множество оттенков, но главным здесь является расположение внутреннего мира. "Стяжи мирный дух и тысячи вокруг тебя спасутся" - учил преп. Серафим Саровский.

Истинное смирение воплощено для нас Спасителем. "Он, будучи образом Божиим ... уничижил Самого Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя" (Флп.2:6-8).

Смирение есть одна из высших евангельских добродетелей, превысшая человеческого постижения. Иоанн Лествичник говорит, что одни водимые Божиим Духом могут удовлетворительно рассуждать о смирение. Желающий приобрести смирение должен с тщательностью изучать Евангелие и с такою же тщательностью исполнять все заповедания Господа нашего Иисуса Христа. Делатель евангельских заповедей может прийти в сознание своей собственной греховности и греховности всего человечества, наконец, в сознание и убеждение, что он грешнейший и худший всех человеков. Смирение есть сердечное чувство.

В "Добротолюбии" мы читаем следующее определение: « Смирение есть думать о себе, что ты грешник и ничего доброго не делаешь перед Богом" (авва Исаия, слово 20). И в то же время смирение не есть просто низкое мнение о себе. По известной формуле одной из западных святых, "смиряться - это ходить перед Богом в знании того, кто ты есть". Итак, смирение, исходящее из рассудительного познания себя есть трезвенная оценка своего положения относительно Творца.

«Смирение состоит в том, чтобы признавать себя достойным того положения, в котором мы находимся, и недостаточным положения лучшаго и высшаго, даже и в духовном отношении, и покорно предавать себя воле Божией…. В наше время Бог дарует спасение; более при посредстве смирения, нежели подвига: ныне при умножившихся немощах подвиг особенно опасен, как сильно, наветуемый осуждением, притом требующий опытнаго руководителя; а смирение - всегда непадательно. Самыя немощи и грехи, когда мы сознаемся в них и раскаиваемся, способствуют к смирению». (свт. Игнатий Брянчанинов)

«Смирение является той первой из добродетелей, на которой зиждется все здание совершенства святых, без которой невозможны ни правильная духовная жизнь, ни приобретение каких-либо иных богоподобных свойств.

Поэтому там, где нет видения своей греховности, нет покаяния, нет, следовательно, смирения и порождаемого им бесстрастия, там лишь "душевность" и мечтательность, но не христианская духовность, не истинная любовь». (Осипов А.И.)

Надежным способом стяжания подлинного смирения является рост в степени воцерковленности.

Камень, которым испытывается смирение, есть примирение с теми, которые нас обидели или которых мы обидели. (Архиепископ Иаков Нижегородский)

смирение и воздержание нельзя усвоить без помощи и благодати Божией, приобретаемой через молитву и Св. Таинства.

Семьдесят седмин поста менее значат, нежели один смиренный помысл.

(Авва Дорофей)

Если мы, смиряясь на словах, будем думать, что имеем смирение, то это не смирение, а тонкая духовная гордость.

(Свт. Игнатий Брянчанинов)

Читайте Божественные книги не для того, чтобы ум напитать знаниями, а чтобы душу утучнить смиренным мудрованием и добрыми делами.

(Прп. старец Макарий Оптинский)

"Сколько полезно укорять себя и обвинять в греховности пред Богом в тайне душевной клети, столько вредно делать это пред людьми. В противном случае мы будем возбуждать в себе обольстительное мнение, что мы смиренны", - говорит епископ Игнатий

Замечено, что истинно смиренные люди, любящие ближних, не заботятся о внешнем впечатлении своем на них, они внимают душе своей и заняты тем, чтоб действительно исполнить по отношению к ближнему Христовы заповеди; внешнее обращение таких людей бывает очень сдержанное, иногда кажется даже чрезмерно суровым или жестоким. Но само время потом открывает - что эти люди проявили искреннюю заботу о ближних, действительно сострадали и оказали помощь. А лицемеры, притворщики, лжесмиренные часто бывают необыкновенно радушны, милы, услужливы; но случись скорбь, беда, затруднение - они окажутся далекими, холодными и чужими, безразличными ко всем страданиям близких. (Архим. Лазарь О ТАЙНЫХ НЕДУГАХ ДУШИ).

Уважаемый Константин!

«Главенство мужа над женой сравнивается с главенством Христа над Церковью (1 Петр. 3, 1-8). Любовь мужа к жене должна быть подобна любви Христа к Церкви (1 Тим. 2, 9-15; 5, 1-15), за которую Он принес Себя в жертву (1 Кор. 7, 1-16). (Святой Николай Сербский из книги КАССИАНА ПОВЕСТЬ О ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ).

свт. Феофан Затворник писал: Муж глава жене. Отсюда - муж а) должен иметь и являть свое владычество над женою, не унижать себя, не продавать главенства по малодушию или страсти, ибо это срам для мужей. Только сия власть должна быть не деспотическая, а любовная. Имей жену подругою и сильною любовию заставляй ее быть себе покорною; б) во всех делах должен считать ее первою, вернейшею и искреннейшею советницею, первою поверенною таин; в) должен смотреть за нею, заботится о ея умственном и нравственном совершенстве, снисходительно и терпеливо отребляя недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве снося благодушно и благочестно; г) но уж никак не позволять себе развратить ее своим небрежением и вольностию. Муж - убийца, если смиренная, кроткая и благочестивая жена становится у него рассеянною, своенравною, Бога не боящеюся; д) блюдение, однако же, нравственности не препятствует удовлетворять ея желанию, держать себя прилично и иметь общение со внешними, хотя не без соизволения его".

Редактор.

Этот ответ просмотрели 2622 раз.