НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Ольга

Как избавиться от привычки осуждать других?

Уважаемая Ольга!

Один на один редко кто может победить грех, но христианин в этой борьбе не один. У него есть в этой борьбе Великий Воевода, уже победивший и грех, и смерть, - Сам Иисус Христос, к Нему и нужно обращаться за помощью. Есть и способы, чтобы обратиться к Богу, принести свою решимость исправиться и скорбь о собственной немощи - Исповедь и другие таинства Церкви, в первую очередь - Причастие Святых Христовых Таин. Нет греха, который побеждал бы долготерпение и милосердие Божие.

Советуем Вам ознакомиться с учением преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения,в котором Он говорит:

"...Необходимо всегда следить за собой в том смысле, чтобы не осудить ближнего своего, и тем более важно очиститься от этого греха непосредственно перед святым причастием. Вдвойне же серьезней и трепетней следует относиться к тем мнениям, которые приходится слышать иногда о служителях Церкви. «Посему, умоляю, не будем ни памятозлобствовать, ни судить никого из людей, пока не придет Праведный Судия, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4: 5). Особенно же не суди священника Божия по тайным и неявным слухам, которые ты услышал о нем… но с верой, деятельным покаянием и чистой совестью приступай к Божественным тайнам и сподобишься всяческого освящения. Ведь если приносящий бескровную Жертву был бы даже ангелом Божиим, а ты приступил недостойно, то и ангел не очистил бы тебя от грехов» (317–318).

 И в качестве ярчайшего примера преподобный Анастасий Синаит приводит рассказ о монахе, который провел «свою жизнь в нерадении и беспечности», а отошел ко Христу «со всякой радостью и беззаботностью». И вот почему. Когда он умирал, окружающие его обратились к нему со справедливым вопросом: «Поверь, брат, что мы, признаться, видели, как ты провел свою жизнь в беспечности и нерадении, и не понимаем: откуда у тебя такая беззаботность в час сей?». И был им ответ: «Воистину, честные отцы, я провел свою жизнь во всяком нерадении, и ныне, в час сей, ангелы Божии принесли рукописание грехов моих. Зачитав прегрешения, которые я совершил после того, как отрекся от мира, они сказали мне: признаешь ли ты все это? Я ответил: да, в точности все так и было; но, однако, после того как я отрекся от мира и сделался монахом, я никого из людей не осудил и не памятозлобствовал. Умоляю, дабы и на мне сохранилось слово Христово, ибо Он сказал: Не судите, и не будете судимы и Прощайте, и прощены будете (Лк. 6: 37). Едва произнес я все это, тотчас разодралось рукописание моих грехов». И как только брат тот поведал обо всем отцам, в мире предал Господу дух свой, не лишив стоящих перед ним духовной пользы и наставления (318–319).

 Итак, преподобный Анастасий предлагает нам единственно возможный выход из подобной ситуации, а именно – искреннее покаяние. Памятозлобие и осуждение – тяжкие грехи, но и от них можно избавиться горячей молитвой. «Спаси меня, нуждающегося в Твоей милости. Если Ты спасешь достойного – нет в этом ничего удивительного. Если помилуешь праведного – ничего особенного в этом нет, ибо он того достоин. Если Ты прославишь усердного – ничего в этом не будет великого, ибо это справедливо. Но более яви на мне милость Свою, дабы во мне прославилось человеколюбие Твое… Посему ныне спаси мя ради милости Твоея» (286–287). Таким образом, спасение человека – в «умилении, очищении слезами, исповедании» (291).

 Преподобный Анастасий рассказывает для примера несколько историй о том, как были помилованы самые, казалось бы, падшие и не достойные этого люди после того, как раскаялись во всех своих грехах. «Владыко! Некогда приступил к Тебе должник, который занял у Тебя десять тысяч талантов и просил лишь немного потерпеть (см.: Мф. 18: 24). Но Ты, по человеколюбию Своему, вовсе простил ему (хотя он и не сумел воспользоваться Твоим прощением, не простив злобно брату своему его долга). Обратился к Тебе, стыдясь, блудный, [желая] стать одним из наемников Твоих, а Ты сделал его сыном и наследником (см.: Лк. 15: 19). Попросил Тебя разбойник только помянуть его во Царствии Твоем, и Ты весь рай ему даровал (см.: Лк. 23: 42). Приступила к Тебе блудница с одним лишь плачем, ничего не прося, и получила несравненно более того, на что [тайно] надеялась и чего искала (см.: Лк. 7: 48). Петр некогда заплакал, прося прощения, – Ты же сделал его хранителем Своей Церкви и Царствия Небесного. Ибо таково у Тебя свойство: в предельно отчаявшихся, в не имеющих надежды на спасение, в тех, которые достигли самого дна ада во грехе, – в них являть величие Своего человеколюбия» (288). Поэтому нужно не отчаиваться, а каяться в грехах, молиться и надеяться на спасение своей души.

 Преподобный Анастасий Синаит подробно рассказал о сути греха памятозлобия, его последствиях, а также о тяжести и трудности от него избавиться. Причем он сделал это безо всякого давления, нажима на человека, даже напротив, очень мягко, спокойно, на равных беседуя с читателем, постепенно донося до него Божественную истину. И от этого его слова имеют огромную силу воздействия на человека и действительно заставляют не только задуматься о жизни, душе, истинном пути, но и подвигают на исправление и покаяние.

 «Сие написал я вам не для того, чтобы внести в ваши души расслабление, но чтобы еще более пробудить вас [к покаянию], – и не для того, чтобы сделать вас беззаботными, но ревностнейшими, дабы, усердно подвизаясь на поприще постов и получив победные венцы, мы сподобились отпущения грехов и Царствия Небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу со Святым и животворящим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

"Осуждать человека нельзя еще и потому, что невозможно предвидеть будущее. Откуда мы знаем, «каковы будут его последние деяния»?(Преп.Иоанн Лествичник).

Помощи Вам Божией!

Этот ответ просмотрели 4362 раз.