НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает:

Объясните, пожалуйста, Господь есть любовь, а что такое любовь? Спасибо.

Уважаемый Читатель!

Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и во вне существом всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ и совершенств, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и состоянию. Благость побудила Бога создать мир и все промыслительные действия Бога суть проявления Его благости.

О том, что тварь может стать причастницей Божественного блаженства нам говорит пятая глава Евангелия от Матфея (заповеди блаженства). Благость Божия распространяется на все существующее без изъятия, "благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его" (Пс. 144, 9).

Три свойства: благость, любовь и милость — очень тесно связаны между собой и, в сущности, являются различными аспектами одного и того же свойства. По существу любовь есть не что иное, как благость, но по отношению к личностным существам.

Когда речь идет об отношении Бога к миру вообще и к миру безличному, то говорят о благости, когда же — об отношении к личностным существам, тогда говорят не о благости, а о любви. Какие это личностные существа?

Это Лица Пресвятой Троицы, а также люди и ангелы. Любовь — одно из самых сокровенных имен Божиих. Не случайно евангелист Иоанн Богослов в своем первом соборном послании дважды повторяет, что "Бог есть любовь". Святитель Григорий Богослов (Слово 23. ТВ. ч. 2, с. 189) говорит: "Если бы у нас кто спросил, что мы чествует и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим любовь".

Иногда говорят, что любовь — это и есть самая сущность Божия. Это не так, потому что любовь не есть сущность, а одно из имен, одно из свойств Божиих, хотя, может быть, для людей оно, действительно, является одним из наиболее существенных.

Что такое любовь Божия во всей полноте уразуметь человек не может. Святитель Филарет Московский говорит, что "само слово Божие, дабы совершенно изобразить ее (то есть любовь), умолкло на кресте".

В Новом Завете о любви говорится как о даре Божием. Апостол Павел в Рим. 5, 5 говорит, что "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым". В Кол. 3, 14 он называет любовь высшим из духовных дарований, "совокупностью совершенства". Наиболее полно учение апостола Павла о любви выражено в 1 Кор. 13, которое и называется гимном христианской любви.

Следующий аспект всеблаженства и благости Божией — это милость. Господь в Нагорной проповеди (Мф. 5, 45) говорит, что Его Отец "повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных". В Прем. 11, 24 сказано: "Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния", а Псалмопевец (Пс. 24, 10) говорит: "Все пути Господни — милость".

Таким образом, можно сказать, что милость есть проявление благости и любви к падшему человечеству, особенно к грешникам, иначе говоря, милость — это как бы любовь по снисхождению, любовь к тем, кто этой любви не заслуживает. В этом аспекте милость сближается с таким свойством как долготерпение.

Цель христианской жизни – иметь совершенную любовь к Богу. Однако ни в одном деле невозможно стать сразу совершенным. Тем более это трудно в духовной жизни, потому что требуется самоотверженный труд и подвиг. На пути к спасению, целью которого является соединении с Богом, человек неизбежно проходит три состояния, которые святые отцы определяют тремя различными званиями: раб, наемник и сын. Святитель Григорий Богослов пишет: «Если ты раб, бойся побоев. Если наемник, одно имей в виду: получить. Если стоишь выше раба и наемника, даже сын, – стыдись Бога , как Отца; делай добро, потому что хорошо повиноваться отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, – угодить Отцу само по себе награда» (Слово на св. Крещение).

Человек, только что освободившийся от недуга неверия и поверивший в существование Бога, имеет еще ограниченное и несовершенное понятие о Нем. Он жил без покаяния, не соблюдал заповеди. Первое чувство, которое в нем рождается, после того, как он стал верующим – страх наказания. Затем он прошел через таинство исповеди, страх в нем ослабел, но вера в Царство Небесное и вечную жизнь к нему приходит постепенно. Он еще остается рабом. Когда он стал понимать смысл спасения и своим духовным сознанием начал постигать нетленную красоту вечных благ, он начинает ревностно трудиться, чтобы со временем их получить. Теперь он стал наемником. Вера его еще очень несовершенна. Неизбежные на пути спасения искушения, сильно печалят его, а порой ввергают в уныние. Опыт показывают, что многие долгие годы остаются в этом звании, потому что не имеют решимости идти путем подвига, а без него невозможно войти в звание сына. Только сын, а не раб и наемник, трудится из любви к своему Отцу. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1Ин.4:18). Св. Антоний Великий говорил: «я уже не боюсь Бога , но люблю Его».

Этот ответ просмотрели 4263 раз.