НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает: Андрей, Наб. Челны

Статья из Благодатного Огня.
Нормы этикета выше христианской совести: митрополит Иларион (Алфеев) разъяснил ситуацию с лобзанием православными священнослужителями руки Римскому папе
26/10/11
29 сентября 2011 года состоялась встреча председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона с папой Римским Бенедиктом XVI. Встреча прошла в летней резиденции Римских понтификов в Кастель Гандольфо. В ходе беседы был обсужден широкий круг вопросов, касающихся двусторонних отношений Римско-Католической Церкви и Московского Патриархата. После встречи, проходившей один на один, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата представил папе Бенедикту XVI сопровождающих его лиц, в их числе – секретарь ОВЦС по межхристианским связям протоиерей Димитрий Сизоненко, настоятель ставропигиального прихода святой великомученицы Екатерины в Риме иеромонах Антоний (Севрюк), клирик Екатерининского храма протоиерей Игорь Выжанов, референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин) и другие члены делегации.
В интернете появился видеосюжет, запечатлевший встречу делегации Отдела внешних церковных связей во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) с папой Римским Бенедиктом XVI.
Смотреть здесь.
В ходе этой встречи православные священники целуют руку главе Католической церкви и принимают от него благословение, а один из них даже просит папу: Bless me, please («Благословите меня, пожалуйста»). Данный видеосюжет вызвал немалый соблазн и недоумение у многих православных людей в связи с поведением православных священнослужителей из ОВЦС на приеме у Римского понтифика.
На видеоролике видно, как сначала руку папе целует православный священник, которого митрополит Иларион представляет как «отец Димитрий Сизоненко, секретарь по межхристианским отношениям в нашем департаменте по церковным отношениям» (имеется ввиду ОВЦС – прим. БО). Этот о.Дмитрий говорит папе: «Bless me, please» – Благословите меня, пожалуйста.
Далее второй отец из православных подходит и тоже целует руку папе. Митрополит Иларион говорит: – Это отец Энтони, он – новый настоятель храма св. Екатерины в Риме. Он был личным секретарем патриарха Кирилла в течение четырех лет. – Этот Энтони (Антоний по-нашему) говорит папе: – Если однажды Вы сможете посетить нас, то это будет для нас огромная честь. – Снова благодарит папу и целует папе руку.
Эту ситуацию разъяснил в программе «Церковь и мир» телеканала «Россия 24» от 22 октября сам председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Его Высокопреосвященство митрополит Иларион (Алфеев). По его словам, «в Ватикане существует определенный этикет, согласно которому те, кто посещают папу, целуют ему руку. Такой этикет существует и при многих других монарших дворах. Не надо забывать о том, что папа Римский является помимо того, что он глава Католической церкви, он ещё и монарх в своем государстве. Когда я его посещал, то члены сопровождающей меня делегации, – там были и священники и миряне, – спрашивали, как себя вести. Я это оставил на их усмотрение».
От редакции: Православный христианин в своих делах, словах и мыслях должен, прежде всего, руководствоваться Священным Писанием и Священным Преданием. Разумеется, православные в мiре сем живут в окружении как инославных, так и иноверных, причем те и другие имеют свои устоявшиеся нравы и правила поведения, из которых складывается этикет. Нормы этикета могут и противоречить православной вере и благочестию, а посему не могут быть самодовлеющими для православного христианина. Говоря конкретнее, православный христианин должен отдавать себе отчет, не нанесет ли формальное следование нормам этикета урон его исповеданию и не станет ли соблазном для собратьев во Христе. Так это было испокон веков. Например, святой благоверный князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор прекрасно знали, как осуществляются официальные приемы у золотоордынского хана. Этикет требовал прохождения гостей через огонь (что знаменовало собой почитание этой неукротимой стихии и, скорее всего, было заимствовано из персидских культов), а также поклонение некоему изваянию. Святые мученики Михаил и Феодор были поставлены перед выбором: соблюсти этикет и тем самым отречься от Христа или соблюсти благочестие и тем самым вызвать гнев хана. Святые мученики выбрали второе, несмотря на то что хан был монархом, – и за это удостоились царствования на Небесах, т.е. истинного монаршества.
В Ватикане до недавнего времени тоже существовал своеобразный этикет. Лица, приглашенные к папе или просившие у него аудиенции, должны были припасть к его ногам и поцеловать его туфлю. Но так как этикет был нарочито одиозным (ведь папу посещали и высокие сановники и мусульманского мiра, которые, разумеется, этому не следовали), то от него мало-помалу пришлось отказаться.
Целование папской руки и испрашивание у него благословения является суррогатом отмершей нормы, а значит – не несет в себе никакого обязательного характера даже для светских лиц, а уж тем более для православного духовенства. Кстати сказать, ни Президент, ни глава Правительства, ни Министр иностранных дел Российской федерации (а уж последний в силу своей должности и статуса прекрасно знаком со всеми тонкостями дипломатического этикета) при посещеннии в Ватикане Римского папы не лобызали папскую руку и не боялись тем самым нарушить «этикет». Ведь для Священного Предания Русской Православной Церкви Римо-католицизм – это нечестие, т.е. ересь (как, например, это следует из службы священномученику Патриарху Ермогену). А в нечестии отсутствует благодать как таковая, и никакой понтифик не способен ее преподать. Неужели православные священники из ОВЦС этого не знают? А если знают, – то зачем же они подходили к Римскому папе за мнимым «благословением»? Послужить суррогату? Ведь сам митрополит Иларион проговорился, что это оставляется на усмотрение членов сопровождающей его делегации. Значит, это вовсе не обязательный этикет, а изволение совести этих священников, которые этим поступком уже растоптали свой авторитет.
Но как это чуждо заветам тех святых, которые приняли и соблюли Православную Веру!
В заключение приведем 32-е правило Лаодикийского Собора: «Не подобает от еретиков принимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели благословения».

Здравствуйте, Андрей. 

К сожалению вы не указали, согласны вы с вышеприведенной статьей.

Ничуть не меня предыдущий ответ на ваш вопрос (здесь) все же хотелось указать на ряд натяжек и неточностей в приведенном вами материале.


«В ходе этой встречи православные священники целуют руку главе Католической церкви и принимают от него благословение, а один из них даже просит папу: Bless me, please («Благословите меня, пожалуйста»).»

Целование руки не есть благословение. Т.е. можно говорить только об одном священнике, попросившим благословить его.


«Например, святой благоверный князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор прекрасно знали, как осуществляются официальные приемы у золотоордынского хана. Этикет требовал прохождения гостей через огонь, а также поклонение некоему изваянию. Святые мученики Михаил и Феодор были поставлены перед выбором: соблюсти этикет и тем самым отречься от Христа или соблюсти благочестие и тем самым вызвать гнев хана»

За время зависимости русских земель от Орды к хану приезжали за ярлыками как князья так и святители. Не думаю, что отказ святых мучеников Михаила и Феодора и их последующая казнь изменила что-то в порядке приема просителей к правителям Орды. Тем не менее, история хранит всего лишь несколько примеров таких расправ.  Т.е. не все так однозначно.


«В Ватикане до недавнего времени тоже существовал своеобразный этикет. Лица, приглашенные к папе или просившие у него аудиенции, должны были припасть к его ногам и поцеловать его туфлю. Но так как этикет был нарочито одиозным (ведь папу посещали и высокие сановники и мусульманского мiра, которые, разумеется, этому не следовали), то от него мало-помалу пришлось отказаться.» 

Любопытное наблюдение. ,Как хорошо известно, православные раньше всегда обвиняли римского папу в том, что ему на приемах целуют ногу (крест на туфле). Это казалось безобразным нововведением зарвавшегося папства. Но, оказывается, это древняя византийская традиция, причем, широко практикующаяся в православном богослужении и по сей день. Не секрет, что на церковный церемониал сильно повлиял церемониал византийского двора. Особенно архиерейская служба сохранила множество следов императорского церемониала. В частности, архиереями был усвоен императорский обряд проскинезы - преклонения ниц. Сейчас он как-то не очень развит у архиереев, но вот у старообрядцев, например, когда Митрополит входит в церковь, все падают на колени, сам видел. Некоторые епископы РПЦ еще сохраняют дореволюционную традицию и заставляют брать у себя первое на дню благословение только с земным поклоном. Это, между прочим, императорский обряд - когда сановник первый раз на день видит императора, то должен совершить поклонение в землю.

В "Книге церемоний" Константина Порфирогенита церемониал чина поставления различных сановников описывается почти так же, как церемониал современных чинов хиротонии клириков. Собственно говоря, чины поставления сановников и называются "хиротониями" сановников. Они совершаются, хотя и во Дворце, но перед переносным антиминсом (хотя это еще и не антиминс позднейших времен, но все равно это знаменательно), на который кладутся облачения рукополагаемых сановников. Рукополагаемый приводится к императорскому трону и покланается. Диакон произносит ектенью, патриарх читает молитву, император дает сановнику его одежды, тот отходит, облачается, возвращается к императору, император дает ему атрибуты его сана, а потом следует благодарение императора и аккламации в честь поставленного (наш современный "Аксиос"). Церемониал чина хиротонии клириков отличается только тем, что ставленник после покланения архиерею, трижды обводится вокруг престола, но это позднейший обычай (его до сих пор нет в хиротонии епископа).

Так вот, поклонение императору при хиротонии (как и во многих других случаях) совершается так: сановник падает ниц перед троном и целует стопу и колено императора.

На современной хиротонии ставленник вводится в алтарь, падает ниц перед архиереем, сидящим на специальном седалище, и целует его колено!, на котором лежит палица или омофор.

Т.е. чин целования ног предполагал целование ноги в двух местах - стопы и колена. У католиков долгое время сохранялся обычай целовать стопу, а у нас до сих пор сохраняется обычай целовать колено.


«Целование папской руки и испрашивание у него благословения является суррогатом отмершей нормы, а значит – не несет в себе никакого обязательного характера даже для светских лиц, а уж тем более для православного духовенства.» 

Ой ли. Давайте отменим тогда все, что  на данный момент не несет в себе смысла, к примеру, ектению об оглашенных на литургии.


"Ведь для Священного Предания Русской Православной Церкви Римо-католицизм – это нечестие, т.е. ересь (как, например, это следует из службы священномученику Патриарху Ермогену). А в нечестии отсутствует благодать как таковая, и никакой понтифик не способен ее преподать.» 

Знак равенства между нечестием и ересью я бы не ставил. Есть высказывания святых отцов, которые не считают католицизм ересью, и эти мнения тоже принадлежат Преданию.  Согласно же «Основным принципам отношения Русской Православной Церкви к инославию» принятом на Архиерейском соборе 2000 года сказано, что диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.


«Значит, это вовсе не обязательный этикет, а изволение совести этих священников»  Да.


Ну и напоследок, так сказать контрольный выстрел от редакции «Благодатного Огня»:  «В заключение приведем 32-е правило Лаодикийского Собора: «Не подобает от еретиков принимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели благословения».  Дело в том, что любые каноны надо рассматривать не только в их конкретной формулировке. Необходимо знать их практическое применение и толкование этих канонов. Необходимо проверить , как толковати эти каноны такие ведущие канонисты как Вальсомон, Аристин, или Зонара, можно  взять за труд открыть труд епископа Никодима Милаша. В этом правиле воспрещается принимать от еретиков ευλογίας, т.е. благословенные хлебы или частицы просфоры. У еретиков, подобно православным, существовал обычай посылать друг другу в праздник Воскресения Христова благословенный хлеб в знак братского общения (лаод. 14). Так как лаодикийский собор воспретил последнее православным, то тем более он должен был воспретить принимать такой благословенный хлеб от еретиков.

Не про то благословение говорится в этом правиле, необходимо тщательнее изучать канонические правила, а не пытаться взять первое попавшееся правило по его созвучию.

Этот ответ просмотрели 3812 раз.