НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает: Ольга, Набережные Челны

Добрый день. На днях одна женщина сектантка (я поняла что из еговых), спросила моего мужа а зачем ты носишь крест, ведь Иисус воскрес, а ты носишь орудие его убийства.., И я задумалась над этим вопросом, разумом я понимаю что это защита каждого Христианина и символ веры нашей, но как объяснить ей доходчиво. Батюшка разъясните пожалуйста для чего мы носим крест и почему его нельзя выставлять из под одежды. Спасибо.

Здравствуйте, Ольга. 

Откуда появилась традиция ношения нательных крестов, доподлинно неизвестно. Древняя церковь её не знала и, с известной долей вероятности, можно предположить, что она возникла после того, как по рукам христиан разошлись многочисленные частицы Креста Господня, найденного в 326 году в Иерусалиме св. царицей Еленой. Разумеется, счастливые обладатели этих чудотворных святынь всегда хотели иметь их с собою, «почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею, как украшение», писал св. Иоанн Златоуст. Вероятно, эти реликвии обрамлялись в маленькие драгоценные оклады в форме креста, то есть первые нательные кресты. Вскоре подобные кресты стали носить и те, у кого не было частицы Животворящего Древа, и иногда внутрь креста они вкладывали какие-либо другие святыни – как правило, частицы святых мощей.

Как бы то ни было, главным в этой истории является то, что возникнув как проявление личного благочестия, ношение нательного креста вскоре стало настолько нормативным в христианской среде, что отсутствие крестика стало однозначно расцениваться как грех и даже как измена Православию. Уже с давних времен священнику полагалось спрашивать у пришедшего на исповедь: «Носишь ли на себе крест Христов – орудие нашего спасения?» И мы знаем из нашей трагической истории, что когда враги Церкви требовали отречения от веры, то человека принуждали, как правило, не к произнесению какой-то словесной формулы, а к снятию с себя нательного креста. И наоборот, когда человек обретает веру, то его первое внешнее, почти интуитивное действие, совершаемое обычно даже без сторонней подсказки, это надевание креста. Трогательно выглядит нежелание верующих расстаться с крестом хоть ненадолго. В прежние времена существовал даже так называемый «банный» крест: он делался из дерева и надевался в бане вместо металлического, так как последний обжигает в парной. (Есть, правда, здесь небольшая хитрость: крест не будет обжигать, если переместить его на плечо или на спину так, чтобы он постоянно находился в контакте с телом – тогда металл не разогреется до высокой температуры, но, кажется, подобный прием казался нашим предкам непочтительным по отношению ко кресту). В советское время многие люди, вынужденные скрывать от окружающих свою веру, не расставались с крестом, а прикалывали его булавкой к подкладке одежды.

Крест, который мы носим на себе – это и внешний знак нашей принадлежности к Церкви, и наше исповедание своей веры, и знак нашей любви ко Христу, и себе напоминание о том, что мы христиане, и о том, к чему это обязывает. А ещё здесь есть и обратная связь. Это ведь и нам самим знак от Господа, знак Его любви к нам. Знак и напоминание, что Он никогда не оставляет нас Своей благодатной помощью. Никогда, даже если мы обо всем этом забываем. Лишь бы хватило сил опомниться и протянуть руку за этой помощью.

Нередко приходится слышать вопрос: какой нательный крест можно носить, а какой – нельзя? Какой крест – «правильный», и какой – нет? Конечно, если крестик приобретен в церковной лавке, то такой вопрос и не возникнет. А возникает он обычно, если покупка совершена в ювелирном магазине или где-то в заграничной поездке. В этих случаях может встретиться крест безо всяких надписей и изображений или, например, крестик с католическим распятием – на нем обе ноги Спасителя пригвождены ко кресту одним гвоздем, а не двумя, как принято изображать в православной традиции. Такое изображение распятия не соответствует исторической действительности, но справедливости ради хотелось бы заметить, что и на традиционных православных распятиях гвозди тоже исторически недостоверно изображены вбитыми в ладони Спасителя, а не в предплечья возле запястья, как было на самом деле. Что тут скажешь? Крест любого вида достоин почитания, коль скоро он возвещает о своем первообразе – Кресте, на котором была принесена голгофская жертва. Но если что-то смущает, то лучше предпочесть наше традиционное, православное изображение.

Нательные кресты не прячут специально от посторонних взглядов, но и не носят напоказ. Случается, что женщины надевают ещё один крест или кулон со священным изображением поверх одежды, и в этом нет ничего предосудительного, лишь бы было это уместно и выглядело достойно, а не гротескно, и сама носительница такого изображения относилась к нему, как свидетельству своей веры, а не простому украшению.

На чем носить крест – цепочке или шнурке – в принципе безразлично. Стоит учесть, правда, что цепочки гораздо легче и чаще рвутся, поэтому крест на цепочке проще случайно потерять. И если такая потеря произошла, то не нужно искать в ней мистическую подоплеку. Надо сразу же надеть новый крест, а на ближайшей исповеди стоит покаяться в своем нерадении, приведшем к потере, если таковое имело место. Но раз кресты теряются, то кто-то их и находит. И если довелось найти потерянный кем-то крестик, то нельзя суеверно бояться, будто с ним на нашей шее может оказаться бремя забот и проблем его прежнего владельца. Хотя такое бремя тоже именуется крестом, который человек несёт в своей жизни, но смешивать эти понятия здесь ни в коем случае нельзя. Найденный крест – просто святыня, как всякий другой, и если невозможно отыскать хозяина находки, то лучше хранить этот крестик среди домашних икон, а если он нравится, или если вдруг потерялся свой крест, то безо всяких сомнений надеть его на себя.

Наконец, стоит лишний раз предостеречь от отношения к нательному кресту, как некоему амулету, который помогает своему владельцу независимо от степени его веры и нравственности. Если мы не будем прикладывать максимум усилий для борьбы со своими грехами, если жизнь Церкви так и не сделаем своей жизнью, то крест, который мы носим на себе, послужит нам не во благо, а только в большее осуждение.

Этот ответ просмотрели 3720 раз.