НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает: Александр

Каков смысл притчи о плевелах?

Отвечает: отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Есть известная притча Господа о плевелах, которую я не могу до конца понять. Помогите, пожалуйста. Вот «засеял человек поле пшеницей», и «между ними явились плевелы». Откуда они взялись? «Враг человека сделал это». Речь, как мы понимаем, идет о людях. То есть одних изначально Господь насадил (и предназначил к добру), а плевелы, это кто? Они что – не совсем Божьи создания, или как тут лучше сказать... И главное: Господь и «слуги Его» сразу видят, что на поле плевелы («хочешь ли, мы пойдем, выберем их»...) То есть они изначально разные – пшеница и плевелы. Если рассуждать об этом применительно к людям, то получается: что начало расти, то и вырастет, а никак не превратится этот «плевел» в пшеницу, и дорога ему в печь. И оставлены они расти не затем, чтобы «плевел» мог как-то исправить свою жизнь, а чтобы выбирать было легче, когда все вырастут. То есть судьба заранее предрешена – либо человек одно, либо другое? Человек свою волю проявляет – молится, кается, пытается что-то изменить. Просто Господу известно, чем закончатся его старания. Это, в общем, понятно. Но все-таки, если Господь всех людей любит одинаково, кто же такие эти плевелы? Как-то не по себе думать, что какие-то люди рождаются, чтобы прожить жизнь, получается, зря. Если есть толкование на этот счет, пожалуйста, расскажите. Спасибо.

Уважаемый Александр, для начала надо понять особенности притчевого жанра. Притча – короткий рассказ, назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной форме. Мораль из притчи-рассказа извлекает сам слушающий. Это как бы «поучение примером». Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории, главная задача фабулы проиллюстрировать толкование. Евангельская притча призвана сделать более «осязаемыми» какие-либо истины.  Толкование в евангельской притче — это её суть.  Но, при этом в корне неверно искать в притче то, что в нее не вкладывалось. Притча — это некий мгновенный образ.

Что касается притчи о плевелах, по объяснению Иисуса Христа, данному Апостолам, посеявший доброе семя есть Сын Человеческий, то есть Он Сам; враг Его — диавол; поле — мир; доброе семя — сыны Царства Божия; плевелы — сыны лукавого. Учение Христа предлагается всем, оно сеется по всему миру, но и диавол своими соблазнами сеет зло среди людей. Люди одарены разумом и свободой воли, им предоставлен выбор между добром и злом. Одни идут узким путем в тесные врата Царства Небесного, другие же широкой дорогой в противоположную сторону. Поэтому на обширной ниве мира вместе с достойными сынами Отца Небесного (пшеницей) живут и сыны лукавого (плевелы).

Сам рассказ о пшенице и плевелах не вызвал удивление у слушающих. За две тысячи лет сильно изменился способ выращивания пшеницы. Мы даже не знаем, что такое плевелы. А для сельских жителей во времена Иисуса Христа это было вполне обыденным делом, что вместе с пшеницей вырастали плевелы и их нельзя было безболезненно для основной культуры убрать с поля. Плевелы — это сорное растение, относящееся к злаковым, и  похожее зеленью и стеблем на пшеницу, вследствие чего его нельзя выполоть в то время, когда всходы пшеницы еще малы, когда прополка им не приносит вреда; когда же плевелы достигают такого роста, что их можно отличить от пшеницы, тогда выдергивание их сопряжено с вытаптыванием и повреждением корней пшеницы.  Но, главное даже не в этом, а главное то, что Господь говорит в конце притчи, подытоживая иносказание. Ведь порой и мы,  при виде возмутительных поступков злых, безнравственных людей говорим: «О Господи! Почему Ты не наказываешь теперь же злых людей? Зачем Ты даешь им возможность пользоваться всеми благами мира? Зачем они теснят, угнетают добрых?» На все эти вопросы Христос отвечает: Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; настанет время жатвы, день Страшного Суда, и Я скажу жнецам, Ангелам Своим: соберите прежде плевелы... чтобы сжечь их... и соберут... делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов... а пшеницу уберите в житницу мою... Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.

Важно заметить, что ни о каком предопределении в притче речи не ведется. Корень притчи в сборе урожая, т.е. событиях Страшного Суда, когда люди будут давать ответ в том, что доброго или злого они совершили в земной жизни. Пшеница и плевелы — это лишь пример, понятный слушателем, но этот пример не может на сто процентов описывать всю историю человечества, да этого и не требуется.

Этот ответ просмотрели 5175 раз.