НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает: Елена

Объясните пожалуйста, как может Иоанн Креститель быть Илией?

Отвечает: отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Добрый день!
(Матф. 11, 14): Он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит!
(Матф. 17, 10-13): И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
(Ин. 1, 19-20): И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

Пожалуйста, объясните, почему одно противоречит другому, и как вообще может Иоанн Креститель быть Илией? Если исключить реинкарнацию, в нее же не верили? Считается, что Илия был взят на небо живым, но ведь Иоанн не появился вдруг взрослым, а родился и вырос?

В Евангелии от Луки есть песнь отца Иоанна, пророка Захарии, в которой и есть разъяснение вашего вопроса: «и предыдет пред Ним в духе и силе Илии…» (Лк.1,17), а блаженный Феофилакт, толкователь Евангелия добавляет: «Пришел он «в духе... Илии», потому что как в Илии действовала благодать, так и в Иоанне, и как Илия – предтеча второго пришествия, так Иоанн – первого. И в «силе Илии», потому что пришествие обоих, Илии и Иоанна, имеет одну и ту же силу, именно: приводит ко Христу. И в другом смысле Иоанн пришел в силе и духе Илии, потому что и он был пустынник, воздержник и обличитель, как Илия».   

По иудейским ожиданиям Илия должен был явиться перед самым пришествием Мессии, чтобы указать Израилю на Него: "Вот Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного" (Мал. 4:5). Соответственно, иудеи не могли принять Мессию, перед которым не проповедовал Илия. Иисусу же для того, чтобы израильтяне могли принять Его мессианство, надо было указать на того, кто исполнил служение Илии. У Иоанна Предтечи и Илии одно служение, одна функция — указать людям на истинного Мессию. Поэтому и отождествляет их Христос — не их личности, но их служение. Христос, отождествляя Иоанна и Илию, открывает Свою тайну, а не тайну Иоанна. Он и есть Тот, Кому должен послужить Илия.

И никакого учении о реинкранации у иудеев не было, поэтому всякие попытки найти учение о перевоплощении в Евангелии обречены на провал.

Этот ответ просмотрели 5185 раз.