НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает: Максим

Растолкуйте место в Откровении, где души требуют мести?

Отвечает: отвечает диакон Алексей Шаманин

Здравствуйте! Как понять место в Откровении о «душах убиенных за слово Божие»: «И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» Ведь надо же молиться за врагов, не мстить и даже как-то пытаться их любить? Святые ведь так и делали, и сам Христос молился об убивающих Его, и например, св. Стефан (молитва о ненавидящих и обидящих нас)? А почему они, эти души, требуют мести? Тем более, они уже Господом приняты, зачем же мстить живущим на земле? Что значит «мстить» вообще (да еще при жизни), как-то это… непонятно?

В этой фразе хоть и использовано слово «месть», но смысл его далек от того, какой вкладываем в него мы, когда читаем эти слова. Вот что говорит святитель Андрей Кесарийский в своем Толковании на Откровение Иоанна Богослова:

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?»

Если относить снятие четырех печатей к событиям из жизни Христовой, то совершенно справедливо будет снятие ее отнести к скончавшимся прежде пророкам и святым, взывающим к долготерпению Божию, по которому Он терпел гонения от иудеев даже до крестной смерти. Если же это считать за предсказание о будущем, то, сообразно с церковными учителями, нужно думать, что этот вопль против гонителей приличествует замученным ради Христа, чтобы чрез это обратить достойных и положить конец нечестию непокорных всемирною кончиною, яко да не прострут праведнии в беззакония рук своих (Пс. 124, 3). Ибо хотя нечестивые уже испытали гнев Божий, но оставшиеся из них тем не менее нуждаются в наказаниях или для своего обращения, или для поражения навеки.

И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

Слова «дондеже скончаются и клеврети их» указывают на то, что святые являются как будто молящими о кончине мира, поэтому им и повелено терпеть до скончания братии, дабы, по апостолу, «не без них достигли они совершенства» (Евр. 11, 40).

Белая одежда означает процветающую среди них светлость добродетелей, в которую они облекаются, еще не получив обещанного. Как свободные от всякой скверны, они упокояются на лоне Авраама и истинно блаженствуют в надежде получить то, что видят еще как бы в духовном зерцале. Так и многие святые отцы говорят, что каждый из делателей добродетелей унаследует достойное место, в чем он уверяется на основании известных признаков и уже думает о будущей славе».

 

Этот ответ просмотрели 5426 раз.