НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Владивостокская митрополия»

Спрашивает: Людмила г. Находка

Душа и Дух - как различить эти понятия относительно человека?
Раб Божий - это кто с точки зрения нашей православной веры?

Здравствуйте, Людмила!

По учению Церкви человек трёхсоставен, то есть состоит из 3-х частей – Духа, души и тела.

Поскольку про тело вопросов не возникло, то скажу о двух других составляющих. Душа – это более тонкая материя, из которой тоже состоит человек. Хоть она и невидима человеческому глазу, человек способен её чувствовать и ощущать. Например, каждый из нас может безошибочно определить, когда душа болит или радуется, потому что человек испытывает это внутри себя и совершенно точно может самостоятельно "диагностировать". Так, допустим, когда душа болит, мы не идём на УЗИ, зная, что то, что болит, в данном случае ни один прибор не выявит.

Человек создан по образу и подобию Бога и поэтому обладает и духом, отличным от души.

Дух направляет человека к Богу, служит для связи его с духовным миром и с Богом. И состояние человеческой души и тела зависит от духа человека. Человек сильный духом стремится к Богу и старается уподобиться Ему, а человек, живущий только потребностями тела и развлечениями, суетой, постепенно может уподобиться животному. Святые люди так устремляли свой дух к Богу, что преображались и обоживались, всё больше и больше обретая Богоподобие. Если же человек обращает свой дух ко злу, к диаволу, то может уподобиться демону, стать хуже животного.

Есть замечательная книга святителя архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) "Дух, душа и тело", её можно прочитать в интернете http://azbyka.ru/otechnik/?Luka_Vojno-Jasenetskij/dukh-dusha-i-telo

Раб Божий

Кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2,19). 
Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34)
Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8, 36)
Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31–32).
Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа... 1Kор. (7, 22.) 
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. 2Кор (3:17)

Во времена Христа слово «раб» означало работающего и не было в "унизительном" смысле!

Раб царя всегда был выше раба сапожника. Иногда знатные люди по положению были ниже царского раба. Так и раб Божий. Кто может тронуть того, кто принадлежит Богу? В те времена когда писались Евангелия, было рабовладение, были и преданные рабы и благочестивые господа. У некоторых первых патриархов, епископов были рабы. Быть рабом у благочестивого господина, который печётся о своём рабе, значит быть в безопасности. Признавая Бога своим Господином, мы признаём себя Его рабами. Отвергая Бога мы становимся РАБАМИ греха, рабами дьявола.

Слово "раб" в Иудее (в отличие от античного мира) имело не уничижительное современное значение "бесправное, унижаемое господином существо", а просто "работник".
Слово "раб" в настоящее время говорит о порабощенности; но в древности «рабом» часто называли свободного человека, который свою волю и свою жизнь добровольно отдавал другому (любящий сын, верный друг). 

2) Зная, что Господь ведёт нас к совершенству и желает нам только блага, т.е. счастья и добра, то в подчинении Его воле нет ничего унизительного. 

3) Использование этого эмоционального слова акцентирует наше внимание именно на необходимую степень нашего доверия и верности Творцу. Господь не должен быть в нашей жизни лишь "помощником в кризисных ситуациях".

4) Глубокое понимание Библии предполагает необходимость учитывать исторический, событийный, лингвистический контексты. В противном случае, фразой "Кесарю кесарево, а Богу Богово" (Мф.22; 15-21) можно оправдать что угодно...

5) Личные взаимоотношения человека с Богом проходят три последовательные стадии - рабнаемник и сын. Источником этой классификации является Евангельская Притча о блудном сыне (Евангелие от Луки, 15:11-32).
Все эти термины обозначают полноту причастности человека к Богу. 
"Прочтите у аввы Дорофея то, что он говорит об отношении раба, наемника и сына: раб трудится из страха, наемник - ради оплаты; это все - договор. Сын - на других началах; за любовь не заплатишь, отношения между людьми не выкупишь ничем, не только деньгами". митрополит Антоний Сурожский

Есть статья по заданному вопросу РАБСТВО БОГУ  диакона Михаила Першина:
"Для христианского уха в словосочетании раб Божий ударение ставится на втором слове. Если я - Божий, значит, ничей больше. Если я свой Тому, в Чьей власти все судьбы мироздания, значит, никакой узурпатор не властен над моим сердцем. Стать рабом Божиим означает обрести невероятную свободу".

"Рабство Богу – это большая мера свободы, нежели рабство своим собственным стереотипам и страстям".

Но если Библия переводилась множество раз, а смысл слова "раб" за это время изменился, почему бы не заменить его более соответствующим по значению?

Можете найти адекватный синоним? 

Существуют различные переводы Библии, сделать же абсолютно доступный вариант всё равно не получится.
В любом случае, человек должен "напрячь мозги", т.к. даже ежедневное чтение Евангелия (это норма) 
не открывало всю глубину этой книги даже святым...

Термин "служитель" всё же не несёт той же степени всецелой подчинённости.

мы не затронули может быть самого главного аспекта. Мы рассматривали ситуацию раб/свободный человек. На практике же всё сложнее, вернее было бы поставить вопрос: чей раб?
Раб Божий - это раб любви, честности, доброты... 
Раб диавола (это слово стало непривычно многим нашим современникам, если хотите - падших духов) - раб гордости (она имеет очень много с виду безобидных оттенков) и вытекающих из неё страстей (т.е. зависимостей; это может быть и блуд, и положение в обществе, и деньги, и зависть, и осуждение, и т.д.). 
Т.е. привычное нам понимание слова "раб" относится именно ко второму понятию...

Хочу привести по памяти слова одного священника: "любой грех - это зависимость, будьте свободными людьми, не позволяйте себе даже несколько минут в день оказываться в рабстве греха".

Состояние раба по отношению к Богу, это истинно спасительное устроение души христианина, так как это смирение. Именно смирение, которое подобно смирению блудного сына, который хотя и был сыном, однако желает вернуться в отчий дом не в качестве сына, а в качестве наемного работника, то есть раба. Вот, он дух истинного покаяния: считать себя рабом, будучи сыном. Вот почему отец выбегает навстречу сыну, обнимает его, плачет от радости, что сын его ожил, одевает ему сыновье кольцо на руку, устраивает пир радости. Кому? Промотавшемуся в дрызг сыну, павшему во все тяжкие грехи юности. Все грехи искупил сын искренным покаянием и самоуничежением перед родителем своим и Христос не зря рисует нам этот прекрасный образ примирения блудного сына с отцом, ибо это истинный образ примирения человека с Богом.

Работаю только Богу, и только Его воля в рабе ( Как Бог хочет, а не как я). А чувство унижения - это от самости, от гордыни, от лукавого. За чувством унижения следует чувство противления и доказывания, что всё наоборот-не так, а это очень далеко уводит.Раб Божий, а не греха.

Есть притча о том, что раб царя больше уже никому не раб и никто кроме царя не может повелевать им. Ни один свободный человек не имеет такого покровительства и защиты от насилия над своей волей, как царский раб и даже человек именитый вынужден отдавать дань уважения царскому рабу, помня, что он раб Господина его. Потому  звание раба Божьего очень высокое звание и носить его нужно с достоинством.

А почему или раб Божий или раб греха и слуга дьявола? "Беспартийным" никак нельзя остаться? Третьего не дано?

Третьего не дано. Это свойство души. Душа бессмертная, приснодвижимая, т.е. постоянно "двигающаяся", развивающаяся, на месте не "стоит", и поэтому движется или к Богу, или в обратном направлении. Т.е. в ходе жизни принимает свойства или святости, праведности, или грешности, страстности. Как говорят Святые Отцы, "серого в духовной жизни нет, или белое или чёрное". Плюс ко всему, мы абсолютно не понимаем до какой степени зависим от Бога. Не понимаем, что все физические, духовные законы "в руках" Божиих, и что стоит ему "отпустить" мир, всё, в тот же миг от него ничего не останется. «И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены;» Мф. 10:29-31 
И, самое главное, душа получила от Бога высшую часть - дух, и этот дух человека всегда будет стремиться к Творцу, зная, что только там найдёт благо. В других местах его нет. Как ребёнок к родителям, зная, что другие люди, такую любовь как они дать не смогут. Поэтому у "беспартийного" человека нет самого важного - удовлетворения духа, как высшей части души. Дух ищет, человек не понимая этого, начинает искать материальных благ, думая "насытить" себя, и начинается замкнутый круг: дух кричит, человек думает "ну вот, если куплю это авто, то всё, буду счастлив". Покупает, а дух страдает, кричит к Богу, и человек опять думает, раз не удовлетворился, тогда вот ту машину (дачу, квартиру, поездку на Канары и т.п.) нужно купить, и всё, буду счастлив... И так протекает жизнь. В конце концов остаётся пустота, душа с духом забитые "материей", и вообще человек идущий в Вечность и полностью неготовый к этому. Пример: миллионеры-самоубийцы. Ведь было все, что пожелает душа, но почему тогда они не смогли остаться "беспартийными"?

Раб куплен господином. Апостол говорит о том, что мы куплены дорогой ценой - "Кровью Христовой".

Отец Алексий Уминский хорошо объяснил, напомнив "Отче наш", что мы созданы сынами Божиими, но утратили сыновство через первородный грех, и теперь возвращаем его трудом, подобным рабскому - великими усилиями и понуждением себя. Сыновство потерять можно, не по плоти, а по духу . О чем в притче и сказано. Блудный сын стал рабом страстей, т.е. не сыном отцу по духу. И когда блудный сын это осознает (говоря отцу:".. я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих..") Милостивый отец видя духовное прозрение заблудшего сына и его возвращение устраивает пир. Что непонятно старшему сыну, который рассуждает не с позиции милости отца , а с позиции справедливости.

Личные взаимоотношения человека с Богом проходят три последовательные стадии – раб, наёмник и сын. Эти понятия обозначают полноту причастности человека к Богу. Вспомните евангельскую притчу о блудном сыне (Лк, 15:11-32).
Авва Дорофей говорит об отношении раба, наёмника и сына: раб трудится из страха, наёмник – ради оплаты; это всё – договор. Сын – на других началах; за любовь не заплатишь, отношения между людьми не выкупишь ничем, не только деньгами. 

Этот ответ просмотрели 6621 раз.