НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Виталий

Здравствуйте! Не могли бы Вы объяснить кто(что) есть Дух Святой и что Церковь подразумевает под выражением: Во имя Отца, Сына и Духа Святого?
Спасибо.

Уважаемый Виталий,

Для выражения чувств наших к Богу и к святым Его угодникам, Церковью даны нам разные молитвы. Вот самая общеупотребительная: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. А по-русски она звучит так: Именем (в честь) Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь (истина, правда).

Молитва эта называется начальною, потому что мы произносим ее прежде всех молитв, в начале молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.

Под словами: “Отца, и Сына, и Святаго Духа” разумеется три лица Святой Троицы. Мы веруем, что Бог один, но в Нем три лица: 1-е лицо Святой Троицы есть Бог Отец, 2-е лицо - Бог Сын, 3-е лицо - Бог Дух Святой. Этим трем лицам Святой Троицы принадлежит одинаковая власть, честь и поклонение.

Сказано здесь: во имя, а не во имена в знак того, что Бог, хотя в Нем и три лица, по существу Своему только один.

Прибавлено слово: Аминь в знак того, что все, что в молитве читаем, истинно.

Эту  молитву   нужно произносить перед всяким добрым делом, потому, что все делать должны мы в честь и славу трех лиц Святой Троицы.

______________________________________________________________________________________

О Святом Духе говорится в восьмом члене символа веры: “И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки”.

1. О БОЖЕСТВЕННОМ ДОСТОИНСТВЕ СВЯТОГО ДУХА

Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и "Сын Божий, то есть: как истинный Бог".

О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию: "для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому...? ... Ты солгал не человекам, а Богу" (Деян. 5, 3, 4). Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения "храм Божий" (1 Кор. 3, 16) и "храм... Святого Духа" (1 Кор. 6, 19) как взаимозаменяемые.

Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что

"Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам", - "если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5).

Таким образом, слово "животворящий" указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами.

Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например

а) о всеведении "Дух все проницает, и глубины Божий" (1 Кор. 2, 10).

б) о соучастии в деле творения мира (Быт. 1, 2).

Слова "глаголавшаго пророки" внесены в текст Символа для утверждения учения о богодухновенности книг Ветхого Завета, что в древности отрицалось некоторыми еретиками, например маркионитами. О богодухновенности апостольских писаний в Символе не упоминается,

"потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов". Богодухновенность Священного Писания является еще од¬ним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом: "Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?".

Слова "со Отцем и Сыном отклоняема и славима" указывают на равночестность Духа Святого с Отцом и Сыном, о чем свидетельствуют повеление Господа совершать крещение "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" (Мф. 28, 19), а также апостольское приветствие апостола Павла (2 Кор. 13, 13).

2. ЛИЧНОЕ СВОЙСТВО СВЯТОГО ДУХА

В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.

Апостол Павел говорит о Святом Духе: "Все же сие производит один и тот же Дух, разде¬ляя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12, 11).

Очевидно, что действовать "как Ему угодно" может только свободное и разумное существо, то есть личность.

Личным или ипостасным свойством Духа Святого является Его исхождение от Отца (Ин. 15, 26). Этот пункт вероучения имеет принципиальное значение с точки зрения полемики с римо-католическим учением об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, которое не имеет основания ни в Священном Писании, ни в творениях святых отцов древней Церкви.

В Священном Писании встречаются выражения "Дух Сына" (Гал. 6, 6), "Дух Христов" (Рим. 8, 9). Однако выраже¬ния эти говорят лишь о том, что Святой Дух "свойственен... Сыну, как именуемый единосущным с Ним".

"Все восточные Отцы признают, что Отец есть единственная Причина Сына и Духа. Поэтому, когда некоторые Отцы Церкви употребляют выражение «чрез Сына», то как раз именно этим выражением они охраняют догмат исхождения от Отца и нерушимость догматической формулы «от Отца исходит». Отцы говорят о Сыне — «чрез», чтобы оградить речение «от», относящееся только к Отцу". Святой Иоанн Дамаскин, "печать отцов", учит: "Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем; от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня нарицаем". В Символе веры также говорится об исхождении Святого Духа только от Отца, поскольку Отец является единственной ипостасной причиной Святого Духа.

3. СООБЩЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА ВСЕМ ИСТИННЫМ ХРИСТИАНАМ

Святой Дух есть "везде сый и вся исполняли", но особым мес¬том Его присутствия и действия является Церковь. Святой Дух пребывает в Церкви и животворит ее со дня Пятидесятницы, когда "Он сошел на Апостолов в виде огненных языков". С этого времени Святой Дух сообщается в Церкви всем истинным христиа¬нам. Преподобный Серафим Саровский определяет цель христианской жизни как стяжание Святого Духа. По словам апостола Павла, человек может исполниться Святого Духа в такой степени, что не только душа его, но даже и тело может сделаться храмом Духа Святого (1 Кор. 6, 19). Святой Дух продолжает спасительное дело Господа Иисуса Христа. Действием Духа Святого мы усыновляемся Богу Отцу (Еф. 2, 18), становимся сынами Божиими (Рим. 8, 14). Усыновленные Богу творят волю Отца не по страху, а в силу сыновней любви. Кроме того, совместно с Господом Иисусом Христом Святой Дух освобождает человека и от рабства греху, делает нас свободными, так как Святой Дух есть Дух свободы (2 Кор. 3, 17).

Сделаться причастным Святому Духу можно через молитву и участие в церковных таинствах.

"Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния бла¬гие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него" (Лк. 11, 13).

"Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас... по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего" (Тит. 3, 4-6). "Механизм" воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен. "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так быва¬ет со всяким, рожденным от Духа" (Ин. 3, 8). Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы: "... любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5, 22).

От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви. В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара. Апостол Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. (1 Кор. 12, 1-10). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви. Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения.

Этот ответ просмотрели 2562 раз.