НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Разное

Разное

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает: Алла, г. Набережные Челны

Можно ли подавать записки о здравии на проскомидию за крещеных, но не верующих родственников?

Отвечает: отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Можно ли подавать записки о здравии на проскомидию за крещеных, но не верующих родственников? Прочитала на одном православном сайте такое мнение, что этого делать нельзя, так как эти люди (неверующие, хотя и крещены) не принимают участия в жизни Церкви и в Таинствах. Так ли это? Я несколько лет подаю такие записки за своих родственников. Если это мнение верно, то как поминать таких родственников? 

В свое время о поминовении сказал блаженный Августин Иппоннийский (V век): «за весьма добрых они (имеется в виду частички вынутые на проскомидии) служат благодарением; для не совсем дурных они служат очищением от грехов; и хотя не приносят пользы совершенно злым, единственно по причине их упорства во зле, но за то служат утешением для живых» (Настольная книга для священно-церковно-служителей. С.В. Булгаков М. 1993 г. т. I, ст. 889). 

Святой Симеон Солунский, автор XV века говорит в своем труде: «До нас дошло учение от древних отцов о том, что частицы тем, за кого приносимы бывают, приносят многоразличную пользу. Частицы представляют при священнодействии тех самых людей, от имени которых вынимаются, и бывают о них жертвоприношением Богу. Это подтверждается словами священника, произносимыми во время проскомидии: «Приими, Господи, глаголет он, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник!». Частицы, о Святых приносимые, служат им в славу, честь, в преумножение достоинства и в большее принятие Божественного Света; о верных же приносимые, усопшим ходатайствуют избавление от грехов и приобщение Божественной благодати, живым же, ежели только в покаянии жизнь свою препровождают, дают защиту от несчастий, служат ходатайством об оставлении грехов» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. — М., 2009. — С. 349-350). 

Он говорит, что частички, вынимаемые за людей, символизируют самих этих людей, и поэтому, если человек живет по-христиански, эта частичка подобна жертве Богу за этого человека, и эта жертва благоприятна, если человек хотя бы кается, потому что тогда такой человек получает благодать. И вопрос здесь даже не в том, можно или нельзя это делать, а насколько полезно это будет такому человеку и не берет ли грех на свою душу тот, кто подает записки за таких людей. Но, прежде всего, мы молимся о неверующих и невоцерковленных, желая им покаяния, прихождения в полноту познания Христовой истины. Поэтому молиться за них надо.

Этот ответ просмотрели 6111 раз.