НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Современность

Интернет

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Любовь

Скажите,пожалуйста!А где можно прочитать в интернете про Канон великий Андрея Крицкого?

Уважаемая Любовь,

Великий покаянный канон – канон Андрея Критского, состоящий из 250 стихов (тропарей) и излагающий всю историю Ветхого и Нового Заветов, с нравоучительными толкованиями. Поется по частям в первые четыре дня Великого поста и целиком – на утрени, в четверг пятой недели.

Великий Покаянный Канон: его история и особенности

Разбор песнопевческого достояния преподобного Андрея Критского несомненно следует начинать с наиболее прославленного его произведения - Великого канона. Это произведение, называемое в древних списках, как уже указывалось выше, стихирою святоградскою, поистине является особым. Оно содержит до 250 тропарей и, по мнению преосвященного Филарета Черниговского, первоначально не имело типичных ирмосов, не было отчетливо поделено на песни. Ирмосы песней в их современном звучании присоединил позднее преподобный Иоанн Дамаскин, а тропари в честь преподобной Марии Египетской и самого преподобного Андрея написаны также позднее преподобными братьями Феодором и Иосифом Студитами при приведении ими в порядок Триоди (согласно свидетельству Никифора Каллиста). Тропари в честь преподобной Марии имеют даже свой самостоятельный акростих.

Великий канон преподобного Андрея Критского заслуживает именования великого произведения не только по своему содержанию, но и по своей обширности. Если обычные каноны заключают в себе около 30 песнопений или немного более, он (Великий канон) содержит в себе до 250 тропарей с ирмосами.

В исследовании песнопевцев и песнопения Греческой Церкви преосвященный Филарет Черниговский дает глубокую оценку внутренним качествам Великого канона преподобного Андрея. "Великий канон, - пишет он - является таковым - не по числу только стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и по силе выражений. В нем духовное око зрит события обоих Заветов в духовном свете". Это свидетельство преосвященного Филарета очень значительно, так как нам известно его весьма строгое суждение о многих богослужебных произведениях, подвергающихся его разбору. Тем более ценно указание маститого богослова на подлинно духовную ценность произведения преподобного Андрея, в котором "духовное око зрит события <...> в духовном свете".

Великий канон – это также покаянная автобиография преподобного Андрея Критского. Великий канон был составлен в последние годы жизни Критского пастыря, что это произведение было его покаянным трудом перед смертью.

Великий канон якобы принесен преподобным Андреем на VI Вселенский собор в 679-680 годах. Произведение это, несомненно, более позднего периода, и мнение И.А. Карабинова имеет все основания, так как в отдельных тропарях Канона действительно имеются указания, что он написан в старости.

В своем исследовании источников Постной Триоди профессор И.А. Карабинов вместе с тем отмечает, что Великий канон преподобного Андрея первоначально не имел связи с Четыредесятницей, что связь эта случайна. Возможно, что Канон этот был принят святою Церковью для чтения в дни Великого поста позднее, но целый ряд исследователей, и в том числе профессор Е.И. Ловягин, находит в нем органическую связь с днями покаяния, положенными святой Церковью в дни Четыредесятницы. "Быв усвоен особенно времени покаяния, - пишет он, - этот Канон совершенно соответствует сему времени своим содержанием, своим духом и направлением, по которому он справедливо называется иначе каноном покаянным или умилительным".

О том же свидетельствует сама святая Церковь словами Синаксария Триоди на утрени четверга 5-й седмицы, указывая, что Канон этот исполнен неисчетным умилением: "умиление неисчетно имущ", что он "поущает <...> всякую душу, еликим убо благим повести ревновати и подражати по силе, еликих же злых отбегати, и присно к Богу востекати покаянием, слезами и исповеданием и иным яве благоугождением; обаче (сей Канон) толико есть широкий и сладкогласный, яко и саму жесточайшую душу доволен умягчити и к бодрости благой воздвигнути, аще точию с сокрушенным сердцем и вниманием подобным поется".

Очевидно, отсюда мы должны признать, что если Великий канон святого Андрея Критского и является его покаянной автобиографией, то его преподобный автор несомненно думал и о душах человеческих, как пастырь и епископ, располагая верующих во Христа ко спасительному и животворному покаянию в дни Великой Четыредесятницы.

Преосвященный Филарет Черниговский в своем большом труде "Историческое учение об отцах Церкви" уделяет большое внимание оценке Великого канона преподобного Андрея Критского. Он указывает, что хотя этот Канон написан не стихами, а прозой, по тону своему он является "самым высоким произведением поэзии". В тропарях Канона, по преосвященному Филарету, "много <...> чувства живого, глубокого, святого, так много образов и образов не мечтанием созерцаемых, а мыслию верною! <...> одна мысль дает разнообразию частей стройный состав, мысль о нужде обращения к Богу для души грешной; одно чувство проникает во все части целого - чувство сокрушения. Духовное око поэта зрит события обоих Заветов в свете веры; лица святой истории то представляют ему образы духовной жизни, то примерами падения возбуждают к строгому подвигу; в том и другом случае изображают тайны внутренней жизни <...> Так святой Андрей зрит на священную историю оком древности, озаренной светом откровения! Но у него все более в движении чувство - чувство, занятое скорбью о грехе и гибели страстей; при первой мысли о том или о другом душа его вся обращается к своему состоянию, вопиет к Господу о милости и только по временам восторгается сладким упованием на Бога в Христе Иисусе".

При разборе Великого канона профессор И.А. Карабинов усмотрел определенную структуру в каждой его песни. Так, он утверждает, что преподобный Андрей в первой части каждой из песней беседует со своей душой, а во второй - обращается с воплем к Богу о помиловании. И.А. Карабинов отмечает, что в песнях Канона не всегда сохранена точная библейская хронология. Так, преподобный Андрей говорит о всемирном потопе после упоминания о гибели Содома и Гоморры. И.А. Карабинов указывает также, что библейские повествования даются в первых восьми песнях Канона, тогда как новозаветные - только в девятой.

Однако изучение Великого канона Андрея Критского в переводе профессора Е.И. Ловягина позволяет обнаружить, что во всех песнях Канона, начиная с самой первой, где повествуется о создании человека и его грехопадении, есть тропари, полностью построенные на новозаветных откровениях, касающихся законов новозаветной благодати. Уже в первой песни преподобного Андрея захватывает образ кающегося блудного сына, а также образ доброго самарянина.

Этот ответ просмотрели 3449 раз.