НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Современность

Литература

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Денис

Как соотнести Богодуховенность Писания с тем, что атеисты нашли следующие неточности и разночтения в Новом Завете? Они выдвигают их как существенные противоречия. Требуются предельно ясные и четкие разъяснения. Цитирую:
2. Восходил ли кто, кроме Иисуса Христа, на небо, или не восходил? В ночной беседе с Никодимом («учителем израильским») Христос, упрекая собеседника в незнании Библии, говорит: «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий (то есть, Иисус Христос - Е.Д.), сущий на небесах». (Иоанна, 3:13). Христос ошибается. По сообщениям Библии на небо живым был взят Энох (Бытие, 5:22-24). А пророка Илию подхватила огненная колесница, и «понесся Илия в вихре на небо» (4 Царств, 2:11). С этим, вознёсшимся живым на небо, Илиёй Христос позже лично встречался на горе Фавор (Матвей, 17:3-4; Марк, 9:5; Лука, 9:33).
3. Где в Ветхом Завете пишется о реках воды живой из чрева?
Иисус Христос пришёл в Иерусалим на праздник Кучки (Иоанна, 7:2, 10-44). В последний день праздника (Там же, 7:37) Иисус обратился с призывом к верующим иудеям: «Идите ко мне!.. Кто верует в меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Там же, 7:38).
Христос ошибается, цитируя Писание (Библию Старого Завета). В Библии нет не то, что фразы о реках воды живой из чрева; там нет даже чего-то подобного на сказанное им
5. Почему Иисус Христос называет свою заповедь о любви заповедью новой?
Иисус Христос своей властью Бога вместо заповедей Ветхого завета давал своим последователям Заповеди новые: «Вы слышали, что сказано древним:..., а я Вам скажу» (Матфея, глава 5-8). На прощальной вечере со своими учениками Иисус Христос, в заключения своего нового законодательства, говорит: «Заповедь новую даю вам: Да любите друг друга!» (Иоанна, 13:34. Сравни также: Иоанна, 15:12,17; 1 Петра, 1:22, 1 Иоанна, 2:10; 3:10; 4:7).
Христос ошибается, «не зная Писания, ни силы Божией» (Матфея, 22:29). Ветхий Завет давал заповедь любить друг друга и не только друг друга. В Священном писании Ветхого Завета читаем: «Люби ближнего твоего» (Левит, 19:18), «Люби ближнего, как самого себя» (Левит, 19:34), «Господь любит пришельца и вы любите пришельца» (Второзаконие, 10:18-19). Так что заповедь Иисуса Христа вовсе не новая заповедь.
6. Иисус Христос противоречит самому себе.
Христос свидетельствует сам о себе или не свидетельствует?
Не свидетельствует: «Если я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно». (Иоанна, 5:31)
Свидетельствует: «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, - свидетельство Мое истинно». (Иоанна, 8:14)
7. Христос Сам крестил поверивших в Него или не крестил?
Нет, не крестил: «Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, - хотя сам Иисус не крестил, а ученики Его, - то оставил Иудею и пошел опять в Галилею». (Иоанна, 4:1-3)
Да, крестил: «После сего пришел Иисус с учениками своими в землю Иудейскую и там жил, и крестил». (Иоанна, 3:22)
12. Сбылось ли на Иисусе Христе «знамение пророка Ионы»?
В споре с книжниками и фарисеями Христос говорит, что им «дается знамение пророка Ионы. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий (то есть - сам Иисус Христос - Е.Д.) будет в сердце земли три дня и три ночи». В этом знамении Ионы Христос видит предсказание о своём воскресении после пребывании в гробу три дня и три ночи (Матвея, 12:38-39; 16:4; Луки, 11:29-30).
Христос ошибочно привлёк к событиям своей смерти и воскресения пророка Иону. Иисус Христос пребывал в гробу не три дня и три ночи, а только - две ночи и один день. Иисус Христос умер в пятницу вечером. После захода солнца (Матфея, 27:57-60) его положили в могилу. В гробу он пролежал ночь с пятницы на субботу, день в субботу и ночь с субботы на воскресенье. До восхода солнца в воскресенье Христос воскрес». (Иоанна, 20:1; Луки, 24:1)
Как отнестить к словам атеистов особенно в свете вышеизложенного, что «Ко всему этому следует сказать, что ни у кого нет гарантии, что апостолы точно передали своим слушателям слова Иисуса Христа, а слушатели точно записали то, что они слышали от апостолов; что церковь точно зафиксировала в книгах Нового завета то, что записали слушатели апостолов... Так что, часть ошибок Иисуса Христа и записей апостольских рассказов о Христе следует отнести на счёт писцов, редакторов и канонизаторов книг Нового Завета».
Если вы не ответите железно логично, атеисты будут праздновать победу.

Уважаемый Денис!

Судя по написанному Вами письму, вы не атеист, а ищущий истины человек! Приятно, что в современном обществе, в кругах молодежи возникают подобного рода вопросы - это очень хорошо. Ваш вопрос является свидетельством того, что Вы человек мыслящий. Хочется пожелать Вам разобраться в этом и других религиозных вопросах и обрести истину, а мы по силам и по возможности постараемся Вам в этом помочь.

Денис, прежде всего нужно определить, о чем и на каком языке мы будем говорить. Так называемые атеисты часто противопоставляют науку и религию. Это глубокая сущностная ошибка, т. к. эти две области нельзя противопоставлять.

Религия отвечает на вопрос о духовной жизни человека, о духовном мире, о реальности, которая выше эмпирического (т. е. опытного, того, что можно проверить и исследовать). Наука занимается эмпирикой. Причем интересно, что материализм (философия научного коммунизма) занимается тем же, чем и религиозная философия (одна из ее частей – метафизика). Именно поэтому материалисты не имеют права отрицать метафизику, поскольку сами они проводят свои исследования непосредственно по тем же самым правилам, что и «надприродность».

Следующая цитата подтверждает ранее сказанное: «Так называемый материализм утверждает, что материя первична и обладает свойством самодвижения, саморазвития, самоорганизации, может эволюционировать, порождая из простого сложное. Такие атрибуты материалистам неизбежно приходится приписывать материи, поскольку природа не есть однородная масса, в ней есть и рыжие лисицы, и колючие ежи. Теперь задумаемся. Если в природе есть рыжие лисицы и колючие ежи, то они являются свойством материи. Как же иначе, если они есть! Если это так, то их идеи ( пусть «внутренний проект») должны быть в первичной материи. <…> Словом, материалисты используют слово «материя» для обозначения того же самого первичного мира идей, или Абсолютного разумного начала, или Бога творящего, что и объективные идеалисты.

Таким образом, слово «материя» в материализме не более чем прикрытие по сути объективно-идеалистической позиции. Другими словами, объективный идеализм – единственное мировоззрение, к которому неизбежно приходит последовательная философская мысль» (Курашов В.И. Философия: Человек и смысл его жизни. – Казань, 2001, с. 53). Вообще мы могли бы порекомендовать Вам, Денис, книгу В.И. Курашова, она помогла бы Вам ответить на многие вопросы

Можно еще добавить, что вся наука, с том числе и естествознание (материализм), является скрытой метафизикой, т. к. все объекты естествознания находятся за пределами возможного опыта человека. Это обусловлено тем, что в естествознании условно принимается существование внешнего мира, хотя доказать строго это невозможно. Весь мир – это метафизический объект. Человеку доступен с достоверностью только его мир, интеллектуальный и духовный. Мы сейчас говорим о том, что религия и наука не противопоставляемы. Это разные области познания, взаимоисключающие, если угодно (в логике есть термин: контрарные круги Эйлера).

Если мы полагаем, что материализм строго логичен, а религия полагается только на веру, и поэтому она является ложной, то это не вполне коректно. Поскольку и сам материализм во многих своих концепциях опирается на веру. Это подтверждают следующие слова: «Дополнительные сложности на пути к Истине возникают из-за эгоистической природы человека, преобладания чувств над разумом, и из-за тенденциозной любви к своей гипотезе. <…> Не случайно уединенность, отшельничество, анахоретство – проверенный путь к лучшему миропониманию. При такой жизни человеческие страсти подавляются и релятивизм суждений, проистекающий от них, теряет свою силу» (Курашов В.И. там же , с. 84). Т. е. христианская аскетика, правильная жизнь по заповедям Иисуса Христа дает нам возможность оценить силу истинности того или иного учения. И далее Курашов пишет: «Вообще говоря, все известные варианты подступов к проблеме Истины основаны на выборе исходной концепции без достаточного и общезначимого обоснования такого выбора, т. е. все научно-философские подходы, претендующие на постижение Истины (а не только одна религия), в своей основе опираются на веру – веру в некоторые гносеологические и онтологические принципы, постулаты.» (Там же, с. 85)

Нельзя ответить на все вопросы религии строго логично, да это и не нужно. Если Вы рассмотрите доказательства бытия Бога ( Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Ансельма Кентерберийского, Декарта, Э. Канта, В.И. Несмелова и др.), то Вы поймете, что все они имеют изъян и все недостаточно основательны, недостаточно «логичны». Да и зачем доказывать человеку, что у него есть мама, он и так об этом прекрасно знает. У древних отцов даже мысли о возможности атеизма не существовало. В античные времена и во времена раннего средневековья атеист считался больным человеком, его изучали и обследовали доктора. Иоанн Дамаскин пишет: «Знание того, что Бог существует всеяно в нас естественным образом» (Точное изложение православной веры, Москва, 1992г., с. 76 (гл. 3)). Он, св. прп. Иоанн Дамаскин, образованнейший человек своего времени, недоумевает, по какой причине можно сказать, что Бога нет.

Духовный мир живет не по материальным законам, у него другие правила. Поэтому о религии нельзя размышлять исключительно в логических категориях. Понимая такое положение вещей, Тертуллиан (160 – 222 гг.) восклицает: «Credo, quia absurdum» («Крэдо, квиа абсурдум» (лат.) – «Я верю, потому что это абсурдно, логически недоказуемо»).

Мы надеемся, что эта краткая раскладка будет понята и принята Вами, уважаемый Денис.

Теперь перейдем ближе к тем несоответствиям в священном Писании, на которые Вы указали.

Нужно отметить, что Богодухновенность Писания не зависит от так называемых «противоречий». Книги Нового Завета были написаны людьми по внушению Духа Святого, поэтому они и называются Богодухновенными, т. е. от Духа Божия (от Бога).

Благодать Духа Святого не обусловливает написание текстов разными людьми одинаково и не диктует авторам слово в слово то, что должно быть написано. Апостолы писали книги Св. Писания умудренные Богом, а не под Его диктовку. Мы полагаем, что следующая цитата хорошо ответит на вопрос о противоречиях в Новом Завете (цитата для того, чтобы нам не быть голословными): «Если бы они (Евангелия) были до точности согласны во всем – и касательно времени, и касательно места, и самых слов, то из врагов никто бы не поверил, что они написали Евангелие, не сошедшись между собой и не по обычному соглашению, и что такое согласие было следствием их искренности. Теперь же представляющееся в мелочах разногласие освобождает их от всякого подозрения и блистательно говорит в пользу писавших». И далее: «Не говори мне, что они не согласны во всем, но посмотри, в чем они не согласны. Разве сказал один из них, что Христос родился, а другой, что нет, или один – что Христос воскрес, а другой – нет? Да не будет! В более необходимом и более важном они согласны. Итак, если в более важном они не разногласят, то чему удивляешься, если кажется, что они разногласят в неважном? Их искренность более всего и сказывается в том, что они не во всем согласны. В противном случае о них подумали бы, что они писали, видясь друг с другом и советуясь. Теперь же то, что один упустил, написал другой, поэтому и кажется, что они иногда противоречат». Из вышесказанного ясно, что некоторые небольшие разности в повествованиях четырех Евангелистов не только не говорят против подлинности Евангелий, а напротив, ярко о ней свидетельствуют» (Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. – СПб.: Сатисъ, 1999, с. 25 – 26).

Далее мы постараемся непосредственно разобрать противоречия Вами, Денис, приведенные.

У Вас эти противоречия начинаются с цифры «2», после «3» идет «5», а после цифры «7» идет цифра «12». Итак, сохраняя Ваши цифровые обозначения, приступим к рассмотрению.

2. Небольшая оговорка: недопустимо понимать смысл всех слов (их семантику) и смысл всех фраз буквально, иначе мы никогда не разрешим всех «противоречий». Лучший критерий истинности – церковное понимание Евангелия, выражающееся в толкованиях святых отцов. К примеру: «Толкования св. Иоанна Златоустого», «Троицкие листки», «Толкования блаж. Феофилакта Болгарского», или другая интерпретация Священного Писания.

Еще один нюанс. Все цитаты нужно смотреть в контексте – что до нее и что после. В противном случае мы также можем попасть в непреодолимое противоречие.

В беседе с Никодимом, Христос говорит о «небесном» и «земном»: «Если я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном» (Ин. 3: 12). Иисус Христос отвечает на вопрос Никодима о спасении (о «крещении от воды и Духа»), Никодим же не понимает. Тогда Христос, пытаясь объяснить, видит, что тот не понимает, и говорит: «Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете (т. е. не понимаете)» (Ин. 3: 11). Он (Господь) говорит не о факте восхождения на небо как таковом, представляете себе – если бы Христос стал оговаривать и объяснять каждое слово, в какие гигантские трактаты превратилась бы Его речь. Он говорит о том, что Он Бог и знает, что на небе, и что на земле, поэтому и говорит, что «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын…». Здесь Христос говорит о Себе как о Спасителе, разве Енох или Илия пришли спасти человека? И упрек Никодиму по поводу писания относится не к этой цитате, а к знанию смысла закона и пониманию его пророчеств.

3. Вероятно автор (Е.Д.) имеет в виду праздник Кущей, а не Кучки.

Некоторые пояснения. Самый продолжительный из иудейских праздников (7 дней) праздник Кущей следовал за еврейским Новым годом и днем Искупления (Лев. 23; Второзак. 16). Его отмечали в воспоминание о милостивом попечении, которое Бог проявлял к израильтянам в пустыне (дарование воды в пустыне). Особой торжественностью сопровождались обряды добывания воды (в память о том, как Бог дал израильтянам воду в пустыне, Числ. 20: 2 –13) и зажигания светильников. Первый из этих обрядов дал Иисусу повод для Его заявления, описанного в Ин. 7: 37 – 38, а второй – в Ин. 8: 12. Видите, Денис, какой глубочайший смысл и мудрость Богочеловека Иисуса Христа?

По поводу слов «из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7: 38) и слов «как сказано» (Ин. 7: 38).

Слова Иисуса не являются точной цитатой из Ветхого Завета (в Ветхом Завете и не могло быть точной цитаты, ведь Христос принес принципиально новое учение), но передают смысл ряда ветхозаветных мест, в которых вода связывается с даром Духа Святаго (например: Ис. 44: 3; Иез. 36: 25 – 27), или символизируют благодать Божию, изливаемую на человеков (например: Ис. 12: 3; 58: 11). Наверное смысл заявления Иисуса предельно ясен – с Ним (т. е. с Иисусом Христом) связаны все символы, заключенные в обрядах праздника Кущей. Ведь Ветхий Завет глубоко символичен, и «надлежит исполниться всему, написанному о Мне (о Христе) в законе Моисеевом и пророках и псалмах (Лк. 24: 44), и еще: «Писания <…> свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 39).

5. Наверное, несколько кощунственно и не «тактично» писать: «Христос ошибается, «не зная Писания, ни силы Божией» (Мф. 22: 29), ведь Христос есть Господь, а не просто учитель.

Иисус говорит о любви как о новой заповеди с позиции нравственного закона иудейского народа на тот период. Они забыли чистоту заповеди, как написано в книгах Левит: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19: 18), или: «Пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас тоже, что туземец ваш, люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев. 19: 34). Вы, Денис, даете неточную цитату на Лев. 19: 34 (по крайней мере).

Эти повеления забыты иудейством, и они живут по иным заповедям: «Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку» (Исх. 21: 24), и проч. Теперь иудеи оправдывают свои злодеяния заповедью. Как раз об этом говорил Христос, чтобы они не делали беззаконий, прикрываясь «повелением». Ведь Он не сказал: «Вы слышали, что сказано древним: Люби ближнего твоего (Лев. 19: 18), а Я вам скажу: Люби ближнего твоего, ибо это есть новая заповедь». Ведь не сказал, правда же (а если бы и сказал, то был бы прав, но об этом позже).

О нравственности фарисеев ярко свидетельствуют слова Господа Иисуса: «Вы слышали, что сказано древним: Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Мф. 5: 43). А ведь в Ветхом Завете нет слов «ненавидь врага твоего», но фарисеи делали ложный «логический» вывод:

Я люблю ближнего.

Враг не ближний.

Я не люблю врага.

И они (фарисеи) смело говорили о ненависти к врагам. Но мы-то с Вами знаем закон логики (не дословно): утверждая одно, не отрицаем противоположного. Поэтому противоречия здесь нет.

Ведь Христос сравнивает свою заповедь о любви не с заповедью из книги Левит, а с ложным учением фарисеев, и теми цитатами Ветхого Завета, которые не вполне раскрывают истинный смысл заповеди о любви.

Он поясняет:

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5: 21 – 22). Понимаете, о каких тонкостях говорит Иисус Христос; Он говорит о внутренней духовной жизни и чистоте сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).

Христос говорит о внутреннем, духовном, о правильной молитве (т. е. не напоказ – Мф. 6: 5 – 8).

По представлениям иудеев Царство Божие – это сад с яблоками на облаках, а Он разъясняет: «Царство Божие внутрь вас есть!» Оно не в «месте», а в «качестве». Ветхий Завет не знал такого понимания, в этом и новизна заповеди Христовой.

И еще, Богочеловек не давал «новые» заповеди вместо (как Вы указываете) Ветхозаветных, но Он дополняет заповеди ветхозаветные новозаветными.

6. Здесь Вы указываете также мнимое противоречие. Цитаты вырваны «атеистами» из контекста. Эти выдержки только в контексте (в соединении) с предыдущими и последующими можно понять правильно. Прочитайте в Евангелии от Иоанна в 5 гл. стихи 30 – 47, и все станет ясно.

Христос возвещает о чудесах, которые совершаются Им по силе Божией. Именно эти сверхъестественные явления, дела и Его учение должны свидетельствовать о Иисусе, Господе нашем: «Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Ин. 10: 25), и еще: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне, и Я в Нем».

Видите, Денис?! Христос не Сам свидетельствует о Себе, как если бы Он вышел на гору и кричал: «Вот Я, верьте Мне», Он творит великие деяния. Далее в Ин. 8: 12, как мы уже упоминали, Иисус говорит о Себе как о свете: «Я свет миру», и, поскольку фарисеи все еще не понимали, о чем Он говорит, Христос добавил: «Я сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду» (Ин. 8: 14).

Думается, разобраться несложно. Христос не Сам о Себе свидетельствовал, но так как фарисеи не понимали, то Он сказал: «Если Я и Сам о Себе свидетельствую», ведь, говоря эти слова, Он показывал на обстоятельства, свидетельствующие о Нем. Понятно ли?

7. Все прозрачно. О том, что Христос крестил, говорится в Ин. 3: 22, а дальше – в Ин. 4: 1 – просто дополняется, т. е. сначала сказано, а потом вставлено пояснение. В этом нет никаких противоречий.

12. Христос не ошибся. Для разрешения этого и других видимых противоречий, как мы уже упоминали, очень удобно смотреть толкования на Евангелие. На Иисусе Христе действительно сбылось «знамение пророка Ионы». Господь пребывал в аде 3 дня. Здесь употребляется символическое число «3». Что такое день? В различных частях Земли день и ночь различны во временных отношениях. Христос воскрес действительно после трехдневной смерти:

1 – пятница (часть);

2 – суббота;

3 – воскресенье (часть).

Разве Господь, управляющий миром и могущий солнце остановить (Иис.Нав.10:13), был подчинен времени, не мог воскреснуть, пока не истекут последние секунды?

Дорогой Денис, противоречия, указанные Вами, не являются таковыми по существу, да их (противоречий) и нет в Писании. Мнимые противоречия не влияют на ход событий.

Главное, в чем согласны Евангелисты - это учение о спасении! Остальное не важно. Однако, можно быть уверенным, что атеисты не будут довольны вышеприведенными аргументами, ведь как сказано в Евангелии: «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31).

Денис, мы надеемся, что помогли Вам. Желаем Вам успехов! Если возникнут текущие вопросы (по написанному) - думайте, а мы постараемся не оставить Вас без ответа и в следующий раз. Ведь Господь сказал: «Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7).

Этот ответ просмотрели 2509 раз.