НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Современность

Литература

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Дмитрий

Здравствуйте!
Я хотел бы спросить вас о двух типах людей: созерцательного типа (евангельской Марии) и деятельного типа (евангельской Марфы). Расскажите, пожалуйста, об этих типах, что они означают. Читая Евангелие, я как-то пропустил из виду примеры характера Марии и Марфы.
Прочитал я об этом из книги “Какую духовную литературу читать?”:
“ ... Чтение можно сравнить с лекарством, но излечивает это лекарство не тело, а душу. Но как тело, так и душа бывают больны различными болезнями. А для каждой болезни показаны свои особые лекарства и для каждой души должна быть подобрана такая духовная литература, которая соответствовала бы ее болезни.
Литература, подходящая для людей созерцательного типа (евангельской Марии) не так подходяща для людей деятельного типа (евангельской Марфы), и наоборот.
Не для всех подходящи книги старинного стиля. Некоторым ”младенцам во Христе“ будут интересны лишь духовные рассказы и т.д. ... ”
И спасибо за ваши ответы!

Уважаемый Дмитрий, когда мы читаем евангельский рассказ, следует обратить внимание на контекст слов Спасителя. «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лук.10:38-42) . Из евангельских слов мы не находим, чтобы Христос выделил два типа людей. Святые отцы толковали эти слова, замечая, что если бы Мария упрекнула, Марфу, то Господь бы защитил ее. Не стоит выделять два типа людей по признаку деятельности и созерцательности. Такое деление слишком искусственно, оно не касается глубины души человека, его природы. Разделять вообще не свойственно православию и когда оно выделяет какие-либо признаки, то делает это на уровне принципов жизни, а не поведения, характера. Например, православие говорит о спасенных и погибших. Мы можем, конечно, говорить о людях деятельных и созерцательных, но тогда мы должны сказать и о тех людях, которые совмещают и то, и другое. Иначе подобное деление вообще бессмысленно. Относительно того, что для тела нужны одни лекарства, для души другие – это тоже слишком не глубоко. Тело и душа – это один, целостный человек (см вопрос от Елены19.11.2003 13:27:11) и когда мы говорим о лекарствах, это не самое важное, что мы должны сказать. Безусловно, к каждому человеку нужен индивидуальный подход. Если врач не всем дает один и тоже рецепт, то и духовник лечит болезни души в зависимости от личности. О том, что младенцам во Христе нужны рассказы – это верно, но не забудем и того, что человек вырастает из младенца только тогда, когда всматривается в глубину и смысл христианства. «Книги старинного стиля» - понятие неопределенное. Что это? Славянские тексты или древняя мудрость отцов? Обращайтесь к святоотеческому наследию, потому что современная литература, зачастую, не содержит величия христианской мысли, старайтесь вырасти в ту меру, когда вы можете отчетливо различать, где поверхностно, а где бесконечно. Мы можем посоветовать Вам следовать одному очень важному критерию: пусть общее, единое доминирует над частным, раздробленным, пусть во главе будет единство и объединение, пусть во главу угла будет положена не логика, а дух и христианское здравомыслие. Помоги Вам Господь.

Этот ответ просмотрели 2546 раз.