НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Современность

Церковь

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»
11.12.2003

Спрашивает: Павел

Чем отличается таинство от обряда?
11.12.2003

Уважаемый Павел,

Ваш вопрос сложен. И вся сложность его в понимании того, что есть таинство. В нашем сознании господствует зачастую западное понимание, то есть таинство – это священнодействие… Но прежде, чем говорить о таинстве как о священнодействие, необходимо поговорить о природе таинства, необходимо всмотреться в основу. Мы можем таинством назвать всю Церковь Христову. Природа таинства – это единство Бога и человека. Западное понимание грешит тем, что таинство воспринимается только как действие, как нечто то, что мы получаем извне. Это не глубоко. Таинство начинается там, где человек встречается с Богом, там, где очищается образ Божий в человеке. Таинство, приобщая человека Божией благодати, изменяет его состояние, вводит человека в новое качество. Таинство – не есть что-то внешнее, оно преображает человека из его сердца. Таинство – это вхождение человека в Божественное Бытие. Деление таинства на 7  важно, но одновременно и условно. Ведь Бог един, ведь Тело Христово едино, целостна и природа человека. Число семь принято в Церкви не потому, что нужно было разделить, а потому, что нужно было освятить, собрать воедино все стороны жизни членов Церкви Христовой. Каждое таинство выражает полноту природы Церкви, каждое таинство присоединяет человека к бытию Церкви, действуя не извне, а из самой природы человека. Обряд есть некоторым образом аспект таинства. Значение обряда в том, что действие его освящено благодатной полнотой жизни Церкви, но не сообщает человеку участия в жизни Тела Христова. Можно сказать, что таинство – это центр, а обряд периферия. Центр есть тогда, когда есть периферия и наоборот. Таинство и обряд взаимосвязаны. Между ними не отношения власти и силы, а отношения полноты, отношения общего и частного. В церкви Христовой необходимо и таинство, и обряд. К обряду можно отнести то, что совершается по отношению к частным аспектам нашей жизни: освящение плодов, жилища и т.д. Таинство преображает всю нашу природу, но это не говорит о том, что обряд проходит мимо нашей жизни, мимо нашей сущности – нет. Просто обряд – часть целого, без которого невозможно и само целое. Конечно, таинство есть священнодействие. Теперь мы не перескочили основу и можно несколько слов сказать и об этом. Таинство свято и оно безусловно есть действие этого святого на нашу жизнь. Когда мы говорим о таинстве как о святом, мы подчеркиваем его божественное происхождение: не человек совершает таинство, а Богочеловек Иисус Христос. Во славу Христову и силой Его совершаются и все обряды. Помоги Вам Господь.

Этот ответ просмотрели 1103 раз.