НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Отпевание

Похороны и поминовение

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Дмитрий

У меня 19 января умер мой кот ,он был мне очень дорог и я его похоронил ,выкопал могилку в лесу ,я верю в реинкарнацию как и верю в то что бог есть ,не грех ли это хоронить животное ,хотя можно и поспорить что человек лучше .
с ув .Дмитрий

Уважаемый Дмитрий!

Ничего плохого нет в том, что вы похоронили животное. Но хотелось бы подробнее затронуть вопрос о реинкорнации.

Начнем с того, что Библейское учение о цели жизни человека, будущем Суде, посмертном воздаянии и спасении обладает логическим единством, последовательностью и богословской завершенностью. Оно не оставляет никакого места для идеи переселения душ (реинкарнации). Уже в первой библейской книге мы встречаем слова, сказанные Господом Богом Адаму: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт.3:19). Все совершенно ясно. Эта же мысль присутствует и в книге Иова: Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, – вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах (Иов.34:14-15). Предельно ясно мысль о том, что человек на земле имеет только одну жизнь, которую ему дал Творец, выражена в псалмах: Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!" (Пс.89:4); скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются (Пс.103:29). Не оставляет места всяким домыслам о переселении душ и книга Екклесиаст: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7). Богословским завершением библейского учения о неповторимости земной жизни человека является мысль св. апостола Павла: И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр.9:27-28).

О том, что все без исключения животные имеют душу, совершенно определенно свидетельствует Священное Писание: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1, 24). При этом Библия говорит о принципиальном отличии души животного от души человеческой, которая создается особым действием Божества: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их... И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 1, 24; 2, 7).

Человеческая душа, в отличие от души животного, является вместилищем образа Божия. При этом она приобретает особые духовные свойства: свободу воли, способность к богопознанию, врожденное нравственное чувство. Совокупность душевных (разум, чувство, воля, память) и духовных свойств образует личность человека, которая продолжает существовать после физической смерти.

Животные, не обладая личностными качествами, подчиняются биологическим законам. При этом наличие души предполагает некоторые свойства, близкие к человеческим. Животные имеют волю, которая делает их упрямыми или покладистыми, у них есть зачатки интеллекта, обеспечивающего особенности поведения, у них есть память, которая делает их способными к дрессировке. Однако у них нет духовных качеств, а, следовательно, нет никакого нравственного чувства, включая чувство ответственности за свои поступки. Поэтому судить собаку за то, что она кого-то покусала, по меньшей мере, неразумно, хотя в каком-то американском штате одну злую собаку посадили на электрический стул. Тем более неразумно мстить животному за поступок, который был продиктован его биологической природой и никак не связан с личным нравственным выбором.

Души животных находятся в их крови и исчезают вместе с нею. Для вечной жизни животные не созданы Творцом, вот почему неуместно говорить о попадании их куда-нибудь. По этой же причине неприложимы к животным слова "смерть" и "умирание". О животных говорят "пал", "сдох". Смерть это не только процесс разлучения души и тела человека, но и наименование ангела смерти, который по повелению Божию отсекает душу от телесного состава.

Священное Писание умалчивает о том, что происходит с душами животных после их смерти. Однако в Священном Писании можно найти косвенные указания на продолжение их существования в Царстве будущего века. Так, например, пророк Исайя, описывая Царство Мессии, говорит о восстановлении гармонии в отношениях всех живых существ, которая была в древнем Эдеме: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11, 6-8).

Этот ответ просмотрели 2502 раз.