НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Отпевание

Посмертная участь усопшего

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Анастасия

Имеют ли животные душу с точки зрения Православия? Что происходит с ними после смерти? Не нечто ли наподобии того, что происходит с душой человека? - Переход из одной жизни в другую? Действуют ли здесь какие-то понятия о добре и зле?...
Рскаянии и расплате...
Ведь если мы верим в то, что после смерти от человека НЕ остаётся лишь тлеющее тело, то не можем ли мы отнести это и к животным, в глазах которых порой видишь души не меньше, чем в любом другом человеке?...
Храни вас Бог!

Уважаемая Анастасия!

О том, что все без исключения животные имеют душу, совершенно определенно свидетельствует Священное Писание: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1, 24). При этом Библия говорит о принципиальном отличии души животного от души человеческой, которая создается особым действием Божества: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их... И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 1, 24; 2, 7).

Человеческая душа, в отличие от души животного, является вместилищем образа Божия. При этом она приобретает особые духовные свойства: свободу воли, способность к богопознанию, врожденное нравственное чувство. Совокупность душевных (разум, чувство, воля, память) и духовных свойств образует личность человека, которая продолжает существовать после физической смерти.

Животные, не обладая личностными качествами, подчиняются биологическим законам. При этом наличие души предполагает некоторые свойства, близкие к человеческим. Животные имеют волю, которая делает их упрямыми или покладистыми, у них есть зачатки интеллекта, обеспечивающего особенности поведения, у них есть память, которая делает их способными к дрессировке. Однако у них нет духовных качеств, а, следовательно, нет никакого нравственного чувства, включая чувство ответственности за свои поступки. Поэтому судить собаку за то, что она кого-то покусала, по меньшей мере, неразумно, хотя в каком-то американском штате одну злую собаку посадили на электрический стул. Тем более неразумно мстить животному за поступок, который был продиктован его биологической природой и никак не связан с личным нравственным выбором.

Вместе с тем Христианская Церковь не считает грехом убийство животного, когда это вызвано насущной необходимостью. Это связано с тем, что человек по самому замыслу Творца является хозяином созданного ради него мира. Гармоничное сосуществование человека и животных в Эдеме сменилось враждой после грехопадения Адама. Однако вплоть до Всемирного потопа человечество употребляло исключительно растительную пищу. Умножение греха сделало человека менее рачительным и разумным хозяином мира; для поддержания жизни ему стала необходима пища животного происхождения.

Священное Писание умалчивает о том, что происходит с душами животных после их смерти. Однако в Священном Писании можно найти косвенные указания на продолжение их существования в Царстве будущего века. Так, например, пророк Исайя, описывая Царство Мессии, говорит о восстановлении гармонии в отношениях всех живых существ, которая была в древнем Эдеме: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11, 6-8).

Этот ответ просмотрели 2512 раз.