НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Религии

Ислам

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Елена

Здравствуйте!
Ответьте, пожалуйста на вопрос: можно ли православной выходить замуж за мусульманина, при условии, что жена не меняет веру? Ответьте, пожалуйста, очень подробно! Как сделать, чтобы мусульмании принял православие?

Уважаемая Елена,

Извините, пожалуйста, за столь долгое молчание!

 Вы подумайте очень серьезно по этому поводу, прежде чем сделать какой-либо шаг. Мы не можем вам посоветовать определенного решения, по которому бы поступили. У человека есть своя свободная воля, по которой он волен поступать как  угодно, поэтому мы не можем ни запретить, ни разрешить вам выходить замуж за мусульманина. Наша точка зрения не может быть строго ортодоксальной и ненавистной по отношению к Исламу, а наоборот, все мы должны относиться ко всякому человеку с вниманием и добротой, несмотря на его религиозные взгляды. Однако Вы должны помнить, что в молодых супружеских отношениях между вами, не будут никаких разногласий по поводу вероисповедания. Все это начнется потом с возрастом и годами. И вот только тогда Вы поймете, в чем разница между супругами, которые верны своей вере и не говоря уже о воспитании детей. Поэтому Вы должны определиться, что для вас является главным в жизни. Действительно ли Вы хотите жить как православный христианин и воспитать своих детей в православной вере. С человеком, который другой веры однозначно ничего не получиться. Ваше внимание должно, прежде всего, остановиться в вашей духовной жизни, если Вы желаете так жить.  Божией вам помощи!


МОЖНО ЛИ ВЫБИРАТЬ НЕВЕРУЮЩЕГО СУПРУГА?

 

      Вопрос этот так решается апостолом Павлом. Говоря о возможности для вдовы вступить во второй брак, он указывает, что она "свободна выйти, за кого хочет, только в Господе" (1 Кор. 7,39).
      Но могут быть случаи, когда юная душа выросла в атеистической среде, не слышала Евангелия, не могла познать Христа, но имеет, вместе с тем, залоги добродетелей. Может быть она выбрана в супруги христианину? Здесь вопрос решается временем и ожиданием. Если, услышав о Христе, она потянется к Нему, порвет со средой, мешающей этому, и на деле докажет решимость идти новым путем, то брак может иметь место, но и здесь надо бояться лицемерия и не торопиться с браком.
      В практике Церкви бывали и такие случаи, когда духовные отцы высокой мудрости давали разрешение своим духовным детям на брак даже с неверующими людьми, ставя при этом два условия:
      1) что неверующий согласится на совершение церковного таинства бракосочетания;
      2) чтобы он не препятствовал воспитывать детей в православном духе.
      В таких случаях духовным отцом дается разрешение, как бы вынужденное тяжелыми обстоятельствами, -но не благословение. Обычно это бывает тогда, когда духовная дочь (или сын) очень хочет замужества и не может найти для себя верующего супруга. Избегая креста безбрачия, верующий берет на себя другой и тоже тяжелый крест, крест совместной жизни с неверующим супругом.
      На основе вышеизложенного пусть в этих случаях юная душа много думает, не будет ли для нее второй крест тяжелее первого.
      Точно так же это относится и к тому случаю, когда в женихе (или в невесте) не ясна твердость христианского устроения.
      Православная Церковь разрешает браки и с христианами инославных вероисповеданий, но при условии, что дети будут воспитываться в православии и таинство брака будет совершено в православной церкви.
      Здесь, однако, тоже уместно предостережение. Такие браки в основе своей не имеют залога полного счастья, так как муж и жена разделены в самом главном - в своем понимании основ веры. В особенности это относится к лютеранам, англиканам и сектантам с их отношением к большинству таинств, к святым и к Богоматери.
 

ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ЖЕН К МУЖЬЯМ-ЯЗЫЧНИКАМ

 

      В первые времена христианства случалось, что христианские жены состояли в браке с мужьями-язычниками. Как они должны были поступать в сем случае? Должны ли были бросать своих мужей, освобождать себя от долга повиновения им? Нет, доколе муж не прогонит их, они сами не должны были разлучаться с ним и долг повиновения мужьям должны считать священным отчасти потому, что, по слову апостола Павла, муж неверный святится женою верною, отчасти в надежде, что жена верная, продолжая жить с мужем неверным, может спасти его (1 Кор.7; 14, 16). Апостол Петр касается того-же предмета и вот что говорит женам христианским об отношении их к мужьям-язычникам: "жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие" (1 Петр. 3, 1-2). Женам-христианкам, конечно, нелегко было жить с мужьями-язычниками, быть свидетелями их суеверий, поклонений пред идолами и, может быть, терпеть от них притеснения за веру; но все это не должно было удерживать жен от повиновения мужьям. Они должны были подчиняться их власти во всех случаях, не оскорблявших христианской совести, исполнять приказания мужей, ничего не делать без их согласия в жизни семейной и хозяйственной. Не должно было смущать жен-христианок и то, что мужья их не покорялись слову истины. Повиновение мужьям в соединение с житием чистым и богобоязненным могло облегчить женам труд обращения мужей к христианской вере. Без слов, без особенных усилий со стороны жен подействовать на них проповедью Евангелия, мужья могли быть привлекаемы к христианской вере неукоризненною, полною любви, терпения и самоотвержения жизнью жен.
 


КАК ОБЩАТЬСЯ С НЕВЕРУЮЩИМИ РОДСТВЕННИКАМИ?

 

      Самый лучший закон, правило для общения с ними - не надо их обличать и ругать. Вера - это дар Божий, а они его не имеют. Их просто надо жалеть и молиться, чтобы и их Господь оделил сим даром. Господь говорит: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня" (Ин. 6,44). Ну, человек и рад бы уверовать, но никак не может - гордыня ли мешает, высокое ли мнение о себе, о своих мирских знаниях или положение в обществе... Может, внутренне прогнил этот человек, с совестью у него не все в порядке, или не доходит через закрытые духовные очи и уши слово Божие. Много всяких причин тому. Но помните, что в это время надо с ними ласковыми быть, быть для них примером истинного православного христианина, кому стоит подражать. Не надо раздражаться, ругать их, обличать. Надо только молиться. "Просите, и дано будет вам..." (Мф. 7,7).
      Многие мудрые христианки своим мужьям не говорят: "Ты должен делать то-то и то-то". Они приходят домой и рассказывают: "Вот, батюшка проповедь говорил, я запомнила такой интересный пример..." Один пример расскажут, второй, третий; смотришь, через некоторое время это семя Божественного Слова прорастает в душе. Человек идет в церковь, кается, венчается, молится.
      Очень много всяких вариантов есть, но самое главное - это ваш личный пример.
      У одного язычника трудился христианин. Язычник этот, не знавший Истинного Бога, принимая его на работу, сказал: "Я беру тебя с условием: ни слова не говори о Христе". Тот ему смиренно ответил: "Поверь, не скажу". Проработал христианин в саду два года, вдруг приходит к нему хозяин и падает в ноги: "Сделай так, чтобы и я стал таким, как ты!" Вот так. Личным примером можно убедить в существовании Христа, да еще без единого слова.
 

БЛАГОДАТЬ ВЕЛИКОЙ АГИАСМЫ
(Из книги "Троицкие цветки с луга духовного ")

 


      В 1881 году, - рассказывал один уважаемый московский протоиерей, - в первых числах января я был приглашен на одну квартиру близ храма Христа Спасителя отслужить молебен. Во время служения молебна со мной рядом стояла старушка, которая в продолжение всего молебна горячо молилась и непрестанно вполголоса повторяла: "Господи, не помяни греха юности моей!" По окончании молебна хозяин дома пригласил старушку подойти ко мне и отрекомендовал: это его дорогая мать. Затем я приглашен был вкусить хлеба-соли. Во время обеда почтенную старушку посадили рядом со мной, и я имел возможность расспросить ее о причине того, почему она повторяет часто одну и ту же фразу: "Господи, не помяни греха юности моей!" Она, глубоко вздохнув, ответила: "Если вас интересует, я расскажу вам об этом подробно. Родилась я от благочестивых православных родителей, которые были богаты. Но не судил мне Господь унаследовать ни их благочестия, ни богатства, потому что родители мои умерли в годы моей молодости. А опекуном мне назначили родного моего дядю, человека, не тем будь помянут, страшно жадного. Он все имение, принадлежащее мне, сумел сделать своею собственностью, а меня, семнадцатилетнюю, хотел выдать замуж за своего крепостного крестьянина. Я была беспомощна, и все бы совершилось по желанию дяди, если бы только не пришла ко мне помощь Божия по молитве моих родителей благочестивых. В это время из Петербурга приехал гвардейский офицер, имение которого было рядом с имением моих родителей. В храме Божием случайно он меня увидел. Мы друг другу понравились, и он, зная, что я дочь богатых родителей, познакомился с моей родной бабушкой. Тогда я жила у нее, и она, как заядлая староверка, и меня заразила своим раскольническим настроением. Потому я, официально числившаяся православной, в глубине души была врагом Православия. Бабушка воспользовалась расположением ко мне будущего моего мужа и, выдавая меня за него замуж, постаралась взять с него клятвенное обещание, чтобы он меня не принуждал быть православной. Он обещал, и по своему благородству после вступления со мной в брак никогда ни словом не напомнил мне, что мы с ним разной веры. Бабушка умерла. Мой муж с молодости своей одевался очень легко, обувь он всегда носил кожаную, на легкий бельевой носок. Однажды, в начале января, по обычаю, были сильные морозы. Мой муж собирался ехать в город в тех же легких сапогах и носках. Я с удивлением спросила: "Неужели в такой легкой обуви не холодно тебе?" Муж ласково взглянул на меня и с улыбкою сказал: "Эх, дорогая моя, если бы ты знала благодатную силу единой святой Православной Церкви и помощь ее верным чадам своим, ты бы мне не сказала этого!" Слова мужа показались мне весьма обидными. Ими он, как мне думалось, сделал намек на то, что я не единой с ним веры и что в моей вере нет благодатной силы. Кроме того, его обращение со мной представлялось мне нарушением клятвы, которую он дал бабушке. Я в волнении ушла в свою комнату и не выходила к мужу дня три. Наступил канун Крещения Господня, или Крещенский сочельник. В этот день муж мой неизменно бывал в храме, получал там святую богоявленскую воду, с которой потом с великою радостью возвращался домой, неся с умилением, как он выражался, "великий дар неба". В день того памятного сочельника я страшно загрустила. У меня явилось непреодолимое желание видеть мужа. Часа в два дня, вижу, показалась наша серая лошадь. В санках сидит мой муж, в руках его голубой кувшинчик. Я, не отдавая себе отчета, спешу в переднюю встретить мужа, который, входя, с необыкновенным благодатным воодушевлением и радостью запел: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи..." и открыл крышку кувшина. В этот момент из кувшина явились три огненных языка, исшедшие из воды. Песнь в устах певца замолкла. Он рыдал как дитя от радости и умиления. Видя такое великое чудо благодати, почивающей во святой богоявленской воде, я познала душою и сердцем, что истина пребывает только во единой святой Апостольской Церкви, от которой я уклонилась по действию диавола. В тот же момент я в глубине души решила немедленно вернуться в лоно святой Православной Церкви и тут же о том сообщила своему мужу. Радости его не было предела. В тот же вечер мы с мужем поехали в свой приходской храм. В нем я и была присоединена к святой Православной Церкви. Состояние моей души было столь радостно, что подобная радость, думаю, возможна только на небе. Началось в храме чтение великого повечерия; каждое слово слышимых мною святых псалмов как бы острым резцом глубоко врезывалось в мою грешную душу. И особенно запечатлелись во мне тогда слова: "Грех юности моея и неведения моего не помяни..." Тут только я поняла всю тяжесть своего отступничества от святой Православной Церкви, и до сего дня с упованием на милосердие Божие прошу прощения и помилования за свой великий и тяжкий грех.
 

О ВЕРОТЕРПИМОСТИ

 

      Можно ли считать, что католики, лютеране и верующие из числа других инославных исповеданий также находятся в Церкви? Вопрос получит ответ, если будет решен другой вопрос - дышит ли Дух Святой в иноверцах. По заповеди Господа о дереве надо судить по плодам. Каковы же "плоды Духа Святого" у иноверцев?
      У лютеран не было и нет прославленных святых, т.е. христиан, овладевших высокими дарами Духа Святого Божия.
      Ни в католичестве, ни, конечно, в протестантстве нет той степени чистоты в познании истины и пути спасения, которые есть в православии.
      Судить Господь их будет менее строго, чем христиан из православных, для которых более открыта истина и указан более прямой путь ко спасению. Надо помнить, что "кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12,48).
      По отношению к верующим из инославных исповеданий у христианина не должно быть отчуждения.
      К ним надо относиться, как к братьям во Христе. Это не исключает, однако, опасений перед заимствованием от них неправильных взглядов и суждений в вероучении. Истинный христианин не пробует переубедить их одними спорами.
      Он изливает на них свою любовь, ласку и внимание и через это овладевает их сердцем. А через последнее он легко может изменить и их ложные воззрения.
      Нельзя осуждать и тех, кто не имеет вообще веры во Христа, которая есть дар Божий человеку.
      Старец о. Алексей Зосимовский говорит так о способности к вере: "Нельзя никого судить за то, что он не может верить в Бога, так как и это бывает зачастую промыслительно. Христос может сделать чудо мгновенно. Он может в один миг сделать из гонителя ревнителя".
      Вот один из примеров терпимости в этом отношении, который показал преп. Макарий Великий.
      Он шел по дороге со своим учеником. Последний шел много впереди Преподобного. Повстречав языческого жреца, несшего бревно, ученик оскорбил его. Жрец избил ученика.
      После этого жрец встретил преподобного Макария. Последний сердечно обратился к нему со словами: "Привет тебе, трудолюбец". Подобное отношение великого христианина, известного жрецу, произвело на последнего такое впечатление, что он пал перед старцем и стал затем христианином.
      Веротерпимость и любовь к истинным христианам из инославных вероисповеданий не должна, однако, закрывать глаза наши на заблуждения в неправославных конфессиях.
 

МОЛИТВА ПРАВЕДНИКА
(св. прав. Иоанна Кронштадтского)

 

      На юге России жил состоятельный еврей - торговец и, вместе с тем, раввин местной синагоги. Его жена заболела раком пищевода. Болезнь под конец сделала пищевод непроходимым не только для пищи, но и для воды.
      Местные врачи признали ее положение безнадежным, и она лежала крайне истощенная, в полном изнеможении. В страхе перед смертью женщина стала умолять своего мужа спасти ей жизнь. Видя глубокое горе еврея, близкие к нему по торговле русские и верующие люди стали советовать ему: "Пошлите телеграмму к отцу Иоанну Сергееву, он всем помогает".
      Раввин послушался и послал телеграмму и сколько-то денег. Скоро пришла ответная телеграмма: "Молюсь. Будет здорова. Иоанн Сергиев".
      Когда еврей сообщил содержание телеграммы жене, то та взволновалась и стала упрекать мужа: "Ты же раввин - и неужели сам не мог помолиться, а обратился к православному священнику?"
      Видя жену в таком волнении, еврей растерялся и, чтобы успокоить ее, протянул стакан с водой. Женщина взяла его и, забыв, что уже не могла пить, свободно выпила воду.
      Тут только оба заметили совершившееся чудо. Жена почувствовала голод и попросила есть. К большому удивлению мужа, еда также стала свободно проходить через пищевод.
      Узнав о выздоровлении безнадежно больной, лечившие ее врачи были изумлены.
 

 

Этот ответ просмотрели 2826 раз.