НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Религии

Секты

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Артемий

Уважаемый отец,
интересуют ответы на 2 следующих вопроса:
1) Как мирянину “освятить” иконку на мощах святого (например деснице Иоанна Предтечи). Достаточно просто приложить иконку к мощам или чудотворной иконе?
2) Сектанты говорят, что наш Господь Иисус Христос - архангел. Я ответил, что они сильно заблуждаются, также сказал, что есть еще Серафимы и Херувимы, которые “выше” ангелов. Или я ошибаюсь? (в смысле небесной иерархии. Как я знаю...о небесном устроении мы знаем только по некоторым откровениям...но я не помню источника)?
С уважением, Артемий.

Уважаемый Артемий!

Да, существует такая практика - освящать иконы, прикладывая их к мощам.

Что же касается второго вопроса, то, конечно же, сектанты не правы. Насколько Вы знаете, Ангелы — это бесплотные существа, созданные Богом для исполнения Его воли и служения Ему; посредники между миром «горним» и миром «дольним».

А Иисус Христос есть истинный Сын Божий.

"Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сей же самый Сын Божий назван Иисусом, когда родился на земле, как человек".

В Священном Писании наименование "сын Божий" употребляется не только по отношению к Иисусу Христу. Например, так называются верующие в истинного Бога (Быт. 6, 2-4; Ин. 1, 12). Однако Священное Писание не оставляет сомнений в том, что наименование "Сын Божий" применительно к Иисусу Христу употребляется совершенно в особом смысле. Так, Сам Иисус Христос для выражения Своего отношения к Богу Отцу использует наименование "Отец Мой" (Ин. 8, 19), тогда как в отношении всех других людей — "Отец ваш" (Мф. 6, 32): "Восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему" (Ин. 20, 17).

При этом Спаситель никогда не использует выражение "Отец наш", не объединяя Себя в Своем богосыновстве с прочими людьми. Различие в словоупотреблении указывает на разное отношение к Отцу: "Отец ваш" употребляется в значении усыновления людей Богу, а "Отец Мой" — в собственном смысле.

На особый характер богосыновства Иисуса Христа указывают слова Символа веры: "Единородного, иже от Отца рожденнаго... рожденна, не сотворенна". Прежде всего это значит, что Сын не есть тварное существо. Термин "рождение" означает произведение из собственной сущности, тогда как "творение" - произведение из ничего или из иной сущности. При рождении наследуются существенные свойства, то есть сущность, поэтому родить можно только подобного себе, в то время как при творении создается нечто новое, сущностно отличное от творца. Родить можно только равное себе по достоинству существо, тогда как творец всегда выше своего творения. Кроме того, рожденный всегда личностно отличен от родившего, ибо "в собственном смысле слова «рождение» есть добавление ипостаси".

Из учения о происхождении Сына от Отца посредством рождения следует, что Сын

1. не есть творение Божие;

2. происходит из сущности Отца и, следовательно, единосущен Отцу;

3. обладает равным с Отцом Божественным достоинством;

4. личностно отличен от Отца.

Рождение от Отца является личным (ипостасным) свойством Сына Божия, «которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы».

"Бог... существует в вечном вневременном бытии без начала и конца... Для Бога всё — «ныне». В этом вечном настоящем Бога, до сотворения мира, Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным, всегда существующим рождением... рожденный от Отца и имеющий Свое начало в Нем, Единородный Сын Божий всегда существо вал, или, вернее, «существует» — несотворенный, вечный и божественный".

Слова Символа веры: "рожденнаго прежде всех век" указывают на предвечный характер рождения, говорят о совечности Отца и Сына. Эти слова Символа направлены против еретика Ария, считавшего, что Сын Божий имел начало Своего бытия, в отличие от ангелов, которых Бог сотворил когда еще не было ни мира, ни человека.

Таким образом, "Сын Божий" есть собственное имя второго Лица Пресвятой Троицы и по смыслу фактически равнозначно наименованию "Бог". Именно так и понимали Господа Иисуса Христа современные Ему иудеи, которые

"искали убить Его... за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Ин. 5, 18). Поэтому мы верим в Иисуса Христа как в "Бога истинна от Бога истинна". Это означает, что "Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец".

Иисус Христос есть Господь На Божественное достоинство Иисуса Христа указывает также и наименование Его Господом. В Септуагинте наименованием Kyrios. (Господь) передается имя "Иегова", одно из основных имен Божиих в Ветхом Завете. Поэтому для греко-язычной иудейской и христианской традиций "имя Господь (Kyrios) есть одно из имен Божиих". Таким образом, Иисус Христос "называется Господом ... в том разуме, что Он есть истинный Бог". "Вера «во Единого Господа Иисуса Христа» и была тем главным исповеданием, за которое первохристиане готовы были умереть, ибо оно утверждает тождественность Иисуса Христа со Всевышним Богом".

В Священном Писании о Сыне Божием говорится как о некоем орудии, посредством которого Бог Отец творит мир и управляет им. "Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано" (Кол. 1, 16).

Мы знаем о святых Ангелах, что существуют 9 Ангельских чинов. Ангельские чины разбиты на три триады (иерархии), каждая из которых имеет какую-либо особенность.

Первая триада - серафимы, херувимы и престолы - высшая иерархия характеризуется непосредственной близостью к Богу, предстоящая «без посредства прочих»: серафимы (евр. — пламенеющие) — наделенные пылкой стремительностью и силой очищения; херувимы (евр. — излияния мудрости) — способные принимать высшую мудрость и сообщать ее другим; престолы — «неподвижно и твердо прилепленные к Богу», раболепно Ему служащие, носящие Его.

Вторая триада - силы, господства и власти - средняя иерархия, подчеркивающая божественную основу мироздания и мировладычества, а также отражающая принцип Божественного мировладычества и «совершенствующаяся посредством Божественных озарений, сообщаемых через чины первой иерархии»: господства — наделенные даром преобразования в подобие Бога себя и всё, подчиненное им; силы — стремящиеся к восприятию Божественной энергии и обнаруживающие мужество и крепость во всех своих действиях; власти — уподобляющиеся источнику Божественной власти, устраивающие духовное владычество Бога.

Третья триада - начала, архангелы и собственно ангелы - низшая иерархия, характеризующаяся непосредственной близостью к «дольнему» миру, т. е. человеку: начала — способные управлять сообразно священному порядку; архангелы (греч. — ангелоначальники) — сообщающие Божественные озарения от начал к ангелам; и собственно ангелы — расположенные ближе всех к миру и покровительствующие людям. В сонме «небесных сил» христианская традиция называет нескольких архангелов, выделяя трех: Михаила — небесного архистратига, покровителя «Божьего народа и воинствующей церкви»; Гавриила (греч. — сила Божья) — вестника, раскрывающего смысл различных событий, пророческих видений, а также предрекающего рождение Мессии (см. Благовещение); Рафаила — целителя и спутника. Упоминаются также Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Более подробные сведения об ангелах содержатся в апокрифической книге Еноха.

Псевдо-Дионисий суммировал то, что было накоплено до него. Серафимы, херувимы, силы и ангелы упоминаются уже в Ветхом завете; в Новом завете появляются господства, начала, престолы, власти и архангелы. Изображение первых трех чинов небесной иерархии используется, в соответствии с видением пророка Иезекииля (Иез 1, 4-28), в композиции «Спас в силах».

Только Пресвятая Пречистая и Преблагословенная Госпожа наша Богородица и Приснодева Мария стоит особо, являясь Царицей неба и земли, Царицей святых Ангелов и превосходя их, как честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим.

Этот ответ просмотрели 2713 раз.