НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Религии

Секты

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Александр

Добрый день !
Готов принять православие всей душой и всем сердцем , но не могу принять почитание мощей , так как не понимаю их сути . Не могли бы вы объяснить :
В чём смысл и для чего их почитать . Ведь и египетские мумии не тлеют , и любая мумифицированная плоть тлеть не будет , разве это - признак святости ? Иисус ведь воскрес в том же теле , и оно всё это время оставалось нетленным . А мощи - они не являются нетленными в этом смысле - обыкновенные мумифицированные останки .
И ещё один вопрос : ПЦ не признаёт спасение нигде ,кроме как в Православии . Тогда почему Патриарх , обращаясь к протестантам и католикам в позравлениях и тд называет их христианами ? Если там нет спасения , то и христианами они быть не могут . Неужели наш Господь так зол на всё человечество , что отвергнет человека , верившего в Христа , жившего по Его заповедям и ,может быть , более духовного и , чем иные православные , лишь по тому , что он не принадлежит к конкретной церкви ? Не есть ли это признак того самого сектанства ,которое так не любит ПЦ : утверждать ,что “ только мы и никого кроме нас ”?
С уважением , А.

Уважаемый Александр!

Начнем свой ответ со слов святителя Феофана Затворника (был такой святой в позапрошлом XIX веке), когда его спросили о том, спасутся ли католики, он дал такой ответ, — «я не знаю, спасутся ли католики, но я знаю, что я сам без православия не спасусь». В этих словах выражено принципиальное видение и вера Православной Церкви. Церковь никоим образом не выносит окончательного суда о тех, кто пребывает от нее в разных мерах отделения и отпадения от католиков и протестантов до даже нехристиан включительно. Души каждого человека находятся в руках Божиих, но Церковь свидетельствует нам неустанно, что тот, кто от истинной веры будет переходить к полуправде, тот, кто от полноты даров благодати удалится на страну далече, как блудный сын, тот уводит себя от пути ко спасению. Никто не вправе воспрепятствовать Вам в свободе Вашего выбора. В Церкви нет и не может быть насилия. Невольник – не богомольник.

С нашей стороны было бы немыслимой дерзостью брать на себя роль того единого Судии, в руке Которого находятся души всех людей. Поэтому нам стоит помнить о другом: что если кто из нас, православных, уйдет вдруг «на страну далече» и начнет искать какой-то новой духовности или в эре Водолея, или в очередном сектантстве, то уж точно уйдет от пути к спасению. В прошлом веке святитель Феофан Затворник на вопрос одной дамы, спасутся ли католики, отвечал: «Не знаю, спасутся ли католики, знаю только, что я без Православия не спасусь». И в нашем сердце должно быть не осуждение других, но искреннее желание, говоря словами одного древнего церковного учителя, «возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». И если нет этого желания, но есть некое самодовольство, что, мол, только мы спасемся, а миллионы людей в этом мире, лежащем во зле, погибнут, — это уже верный признак сектантской психологии.

Итак, в целом на вопрос о посмертной судьбе нехристиан и неправославных христиан в учении Православной Церкви нет однозначного ответа. Правильнее всего предоставить этих людей милости Божией и не стремиться предвосхитить суд Божий, помня слова ап. Павла: "Внешних же судит Бог..." (1 Кор. 5, 13).

Но нужно помнить, что Господь оставил на земле Свою Святую Церковь - как источник спасения, освящения, исполенения благодатью верующих в Него. Она является живым реальным союзом Бога с людьми. Посредством церковных таинств Господь изобильно подает Живую воду – благодать Духа Святого – всем требующим. Так например, в таинстве соборования (елеосвящения), которое совершается над людьми больными, Господь исцеляет всего человека, его душу и тело. В таинстве исповеди, являющейся искренним отказом от зла, человек получает свободу от всех злых пристрастий души и тела, которым они подвержены. Итак, можно сделать вывод, что только посредством церковных таинств христианин становится причастником благодати. Она же дает человеку силы к исполненению евангельских заповедей, преображает, делает его, говоря языком богословия, "богом по благодати".  Многие говорят: «В Церковь ходить не обязательно. Главное, чтобы Бог был в душе». Но что это означает, увы, никто толком так и не сказал. Но, если задуматься серьезно, то это своеобразная форма наступающей духовной теплохладности. Бог, который в душе у таких людей, на редкость многолик. Одним из них он позволяет не соблюдать пост, другим – не ходить в церковь, третьим – во время поста устраивать буйное веселье или участвовать в сомнительных, с духовной точки зрения, мероприятиях. Каждый из таких людей диктует Богу свои нравственные законы, и Бог, по мнению этих людей, должен их принять.

Единство нашей Церкви и сущность наших собраний составляет как раз собрание верующих во Христе, которые соединены единой верою, учением, священноначалием и таинствами. И знайте, что молитва в Церкви никогда не заменится никакой другой молитвой. "Где два или три во Имя Мое, там Я посреди них". Ходить в Церковь и принимать участие в богослужении обязан каждый Христианин, если он считает себя им. Литургия для христианина - это самое главное. Здесь невидимым образом через Таинство Евхаристии преподается Тело и Кровь Христовы. Заметим, что христианин - человек исповедущий религию, которая основана на вере в Божественную Сущность Иисуса Христа. К ним относятся и православные, и католики, и протестанты.

Без Церкви нельзя научиться правильно верить в Бога. Подобно тому как мы без школы не можем научиться правильно читать, писать, без учебы в институте не получим образования, точно так же и без Церкви нельзя научиться вере. В Церкви совершаются все таинства, здесь Господь - наш Отец и Учитель - принимает общую молитву и покаяние каждого. Начиная с таинства Крещения, человек здесь проходит всей жизнью и отправляется в вечность. Церковь - это школа, которая готовит граждан для Неба. Потому святые отцы говорят: кому Церковь - не Мать, тому Господь - не Отец.

Что же касается почитания святых мощей и икон, то во второй заповеди Закона Божия говориться: "Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужищи им". То есть не делай себе идола, ни какого либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не покланяйся им и не служи им.

Второю заповедью Господь Бог запрещает идолопоклонство, то есть запрещает делать себе для почитания кумиры или идолы, или почитать подобия или изображения того, что мы видим на небе (солнца, луны, звезд), и что находится на земле (растений, животных, людей), или находится в водах (рыб). Господь запрещает поклоняться и служить этим кумирам, вместо истинного Бога, как это делают язычники.

Однако, с запрещением покланяться идолам и кумирам, никак нельзя смешивать православного поклонения святым иконам и мощам, в чем часто нас упрекают протестанты и разные сектанты. Почитая святые иконы, мы не считаем их богами или кумирами, они для нас только изображение, образ Бога, или ангелов, или святых. Слово икона греческое и означает образ. Поклоняясь иконам и молясь перед иконой, мы молимся не "материальной иконе" (т. е. краске, дереву, или металлу), а Тому, Кто на ней изображен. Всякий знает, насколько легче обращаться мыслью к Спасителю, когда видишь Пречистый Его Лик, или крест Его, нежели - когда перед тобою пустая стена или печка.

Святые иконы даны нам для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, для благоговейного возношения мыслей наших к Богу и Его святым. Через это воспламеняется наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю. Святые иконы являются для нас теми же священными книгами, только написанными, вместо букв, лицами и вещами.

А в святых мощах мы почитаем благодатную силу Божию, которая действует через мощи святых.

Для нас, христиан, идолопоклонство, в том виде, которому преданы все язычники, невозможно. Но зато, взамен грубого идолопоклонства, среди нас бывает более тонкое идолопоклонство. К такому идолопоклонству относится служение греховным страстям, каковы: любостяжание, чревоугодие, гордость, тщеславие и т. п.

Этот ответ просмотрели 3202 раз.