НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Священное Писание и Священное Предание

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Александр

Где в Библии написано чтобы мы поклонялись иконам и молились на них, вроде Библия полностью это запрещает?

Уважаемый Александр,

Мы Вам представляем небольшой очерк об иконах.

Об иконах вообще и святости их

Икона — это изображение Бога и Святых Его. На иконах Бог изображается во Святой Троице, т.е. все три лица вмес­те, а иногда особо. Бог Отец (1-е лицо св. Троицы) изобража­ется старцем, Бог Сын (2-е лицо) — молодым, а Бог Дух Свя­той (3-е лицо) — в виде голубя.

Кроме Бога на иконах изображаются Св. Дева Мария — Богородица, Св. Угодники Божий, Ангелы и события из жиз­ни Спасителя, Божией Матери и Св. Угодников. Иконы со­ставляют святыню, которой с благоговением поклонялись и поклоняются православные христиане. Кто почитает и лю­бит лицо, изображенное на картине, тот бережет эту карти­ну, дорожит ею и украшает ее. Не раз, я думаю, случалось вам видеть, как иной сын или дочь, горячо любящие своих родителей, носят на груди их изображения (портреты), ук­рашают их и целуют.

Если мы дорожим изображением своих родителей, то как же нам не дорожить изображением Бога и Святых Его! К не­счастию, у нас можно встретить, и даже нередко, что Св. Иконы покрыты пылью, паутиною, насекомыми, или от сы­рости до того испортились, что едва можно узнать, есть ли на досках какие изображения, а если и есть, то лик испорчен.

Крайнего осуждения заслуживает такая небрежность! Каждое утро мы убираем свою голову, моем свое грешное лицо, чистим пыль с платья, но не заботимся об убранстве Св. Икон. Неужели наше лицо, наши одежды дороже нам лика Божия и Святых Его.Кто нам дорог, кого мы любим и уважаем, тех изображе­ния стараемся исправить, когда они испортятся, а кто нам делает больше добра, как не Бог и Его Святые, наши хода­таи и молитвенники?

О святости икон св. Афонасий Великий рассказывает сле­дующее: «В городе Вирите, в небольшом домике, расположен­ном против еврейской синагоги, жил христианин. В доме у него на стене висела икона — распятие Спасителя на крес­те. Прошло некоторое время, христианин купил другой дом и переехал в него со всем своим имуществом, а икону-то, ви­сящую на стене, и позабыл взять. Прежний дом его достался еврею. Однажды у еврея обедал товарищ и, нечаянно взгля­нув на стену, увидел икону. Тотчас же он побежал к своим учителям и старцам и рассказал им об этом. На другой день они собрались в квартиру еврея, сняли икону и начали ру­гаться над ней. Они плевали на икону Распятия, били по го­лове и щекам изображенного на ней Господа Иисуса Христа. Потом взяли гвозди и вбили их в руки и ноги Святому Лику; вложили на трость губку, намоченную в уксусе и поднесли к устам Спасителя. Мало того— принесли копье, и один из евреев вонзил его в ребро Спасителя, изображенного на ико­не. Едва злодей ударил копьем в икону, как из нее потекла кровь и вода в таком множестве, что наполнился ею целый сосуд. Видя это чудо, евреи хотели испытать, не целитель­ны ли эти кровь и вода; для этого привели слепых, хромых, бесноватых и стали помазывать их этою кровью. Помазали одного хромого от рождения — и он вскочил и стал совершен­но здоровым; помазали слепых — и они прозрели; помазали бесноватых — и исцелились; прокаженных — и очистились.

Тогда напал на всех страх и, покаясь, они воскликнули: «Слава Тебе, Христе, Сыне Божий!» Уверовали в Него и крес­тились» (Чет. Мин., 11 октября).

Приведу другой пример: сарацинский воин пришел со сво­ими товарищами в церковь Св. Великомученика Георгия просто из любопытства. Один из них, увидев священника, молящегося на коленях пред образом Святого, с насмешкою сказал товарищам: «Вот безумец, поклоняющийся доске!» — и пустил стрелу в икону. Но стрела полетела не по данному ей направлению, а устремилась вверх и, оттуда падая, пронзила руку варвара, пустившего стрелу. Нестерпимая боль за-ставила его уйти из храма в свой дом; болезнь усиливалась, опухоль обняла всю руку. Варвар испугался. К счастью, у него были слуги из христиан. Узнав о происшествии в церкви, слуги сказали варвару, что его болезнь есть явное наказа­ние Божие за поругание св. иконы, что если он желает ис­целения, то пригласил бы к себе священника, который ска­жет ему, как получить желаемое исцеление.

Сарацин как бы ни был ожесточен против христианства, но, угрожаемый опасностью смерти, пригласил священника.

Какую силу имеет икона, пред которой ты молился,
когда мы пришли в церковь? — спросил сарацин.

Это образ Св. Великомученика Георгия, которому я
молился, как нашему ходатаю пред Богом — отвечал свя­
щенник.

Кто же этот Георгий, если он не Бог ваш?

—Возлюбленный слуга Божий. Он был такой же человек, как мы, но за имя Христово претерпел мучения и смерть и за это получил благодать творить чудеса. Из любви к Угод­нику Божию мы почитаем его икону и, смотря на нее как бы на самого Святого, поклоняемся ей, целуем ее. Дерзость твоя, так явно наказанная, свидетельствует, что мы с умилением припадаем не к простому дереву.

Что же посоветуешь мне делать? Рука моя страшно бо­
лит и я опасаюсь смерти?

Если хочешь остаться живым, то вели принести образ
св. Георгия в свой дом, поставь его над твоей постелью и заж­
ги лампаду, которая бы горела всю ночь, а поутру из этой
лампады возьми масла и помажь руку с полною верою, что
получишь исцеление.

Больной сделал все по совету священника, и тотчас про­пала опухоль, и рана закрылась.

Удивленный и признательный сарацин просил прочитать ему житие и страдания Св. Великомученика Георгия, и ког­да тот читал, сарацин, целуя икону святого, говорил со сле­зами: «О, святый Георгий! Ты был молод, но разумен и Богу любезен, а я стар, глуп и непотребен в очах Божиих: моли о мне Господа, да сделает меня рабом Своим!» Потом сарацин принял христианскую веру (Чет. Мин., 23-го апреля). Итак, христиане, почитайте священные изображения так, как св. церковь учит почитать их, и как до сих пор почитали их ваши отцы и деды правоверные, — и не смущайтесь при­мерами и упреками дурных людей!

Для убеждения в правоверии нашего чествования доволь­но и одних чудес силы Божией, которые совершаются через св. иконы в исцеление наших болезней и в утверждение на­шей веры и надежды на Бога.

Не утверждает Бог чудесами Своего Всемогущества того, что недостойно Его величия и святости. Но вы найдете под­крепление своей веры и в чувстве любви к изображаемым на иконах лицам, и в сознании душевной пользы от этих изоб­ражений (свящ. Н. Успенский).

Употребление и почитание св. икон основывается на священном писании

Сам Бог, запретивши творить кумиры, повелел однако же Моисею устроить Кивот Завета, который был видимым об­разом благодатного присутствия Бога Невидимого, повелел сделать Херувимов над Кивотом на церковной завесе, отде­лявшей Святая Святых от Святилища, и на завесах, покры­вавших Скинию и служивших для нее вместо стен.

Ангелы — существа бесплотные, а их изображения име­ли вид человеческий с крылами; но, несмотря на то, Бог по­велел устроить такие подобия Херувимов. По Божию также повелению Моисей воздвиг медного змия в пустыне для ис­целения угрызенных змиями; а змий был образом Распято­го на кресте Спасителя, уврачевавшего нас, угрызенных рай­ским змием (Иоан. 3,14—15). Соломон изобразил Херувимов на всех стенах сооруженного им храма. И этот храм, напол­ненный изображениями, посещал Сам Господь Иисус Хрис­тос со своими Апостолами, и Святые Апостолы, уже отделив­шиеся от Синагоги и Ветхозаветных обрядов, не переставали же, однако, ходить на молитву в этот храм и поклоняться ему. Итак, не сами мы изобрели достопоклоняемые иконы, но предписаны они в законе.

Сам Бог после того как запретил Израилю делать извая­ния ложных богов, образы и подобия тому, что есть на небе и на земле, Сам повелевает Моисею сделать изображения Херувимов. Также и Соломон, взяв образец из закона, испол­нил храм, который соорудил, изображениями Херувимов, и Бог не осудил его за это. Итак, если ты и меня хочешь осу­дить за иконы, то суди прежде Бога, Который повелел их нам делать, чтоб мы имели Его всегда в памяти (из слова Иоан. Дамаскина об иконах. «Хр. Чт.», ч. 30). В образе человека Сам Бог являлся Адаму в раю; в виде человека являлся Он Аврааму и принимал от него поклонение; в виде человека являлся Иакову и боролся с ним; и пророкам Исайи и Дани­илу являлся Бог то в виде Царя, то в образе Ветхого день-ми, в царском одеянии, сидящим на престоле, и Ангелы, ок­ружавшие престол Его, были в образе царских служителей (Быт. 3, 8; 32, 24; Исайи 6,1; Дан. 7,13). Иисус Навин видел Ангела в образе человека, пал лицем своим на землю и по­клонился ему (5,13—14).

«Никто не видел естества Божеского, но одно подобие и образ Того, Который имел явиться на земле».

Таким образом, все покланялись, видя одно подобие и образ имевшего прийти... Итак, ужели я не могу сделать изображения Тому, Который для меня стал видим в естестве плоти? Ужели не могу покланяться и почитать Его, почитая и поклоняясь Его образу? Видел Иисус Навин не естество Ангела, но образ; ибо естество Ангела для очей телесных невидимо, и пал лицем своим на землю и поклонился ему. Тоже сделал и Даниил (8,18), Ангел не Бог, а тварь, служа­щая и предстоящая Богу; посему он и поклонился ему, не как Богу, но как предстоятелю и служителю Божию. Почему же мне не изображать на иконах друзей Христовых, и для Него не поклоняться им, не как богам, но как изображениям дру­зей Божиих? Ибо и Иисус, и Даниил поклонялись являвшим­ся им Ангелам, не как богам: и я поклоняюсь иконе, не как Богу; но чрез поклонение иконам и изображенным на них святым приношу поклонение и честь Богу, и для Бога бла­гоговейно чту и друзей Его («Хр. Чт.», ч. 11, из Слова Иоан. Дамаскина).

Почитание икон, по учению Православной Церкви, выра­жаемое поклонением пред ними, каждением фимиама, воз­жжением свечей и елея, также основано на примере Ветхозаветной Церкви, в которой бывшие священные изображения почитались точно таким же образом по повелению Са­мого Бога. Мы поклоняемся иконам. Иудеи также поклонялись Ки­воту Завета, служившему образом присутствия Божия; покло­нялись и храму Божию, образу и тени небесного (Евр. 8, 5), в котором на всех стенах находились изображения Херувимов. Так говорится о Моисее и Аароне: и пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня (Чис. 20, 6); и о Давиде: встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился (2 Цар. 12,20); и о Соломо­не, когда он в новосооруженном храме пред алтарем Гос­поднем молился Богу, — встав на колени и воздев руки к небу (3 Цар. 8, 54). Мы чествуем святые иконы каждением пред ними фими­ама. Это же чествование совершалось и в Церкви Ветхоза­ветной по повелению Бога. На нем (т.е. жертвеннике) Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить ща. И когда Аарон за­жигает лампады вечером, он будет курить им (Исх. 30,7—8). Кадили и над алтарем кадильным, находившимся против завесы, на которой были изображены Херувимы (Исх. 10,27). Мы чествуем святые иконы возжжением пред ними све­чей и елея. Возжигались светильники и в Ветхозаветной Церкви. И поставил (Моисей) светильник в скинии собрания против стола... И поставил лампады (его) пред Господом, как повелел Господь Моисею (Исх. 40, 24—25). И сказал Гос­подь Моисею: прикажи сынам Израилевым, чтобы они при­несли тебе елея чистаго, выбитаго для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откро­вения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ста­вить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это веч­ное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда (Лев. 24,1—4; свящ. Н. Успенский).

Об употреблении и почитании св. иконв христианской Церкви с первых времен ееговорит Священное Предание

Первый образ в христианской Церкви был Нерукотворный Образ Спасителя.

Сам Господь Иисус Христос благоволил изобразить чудес­ным образом Свой Лик на плате и послал этот образ к Едес-скому царю Авгарю. Потом Евангелист Лука написал три иконы Божией Матери и Св. Ап. Петра и Павла (Чет. Мин., 16 ав., 18 окт.). О Нерукотворенном Образе Спасителя священ­ное предание рассказывает следующее.

Когда Божественная сила чудес Господа Иисуса Христа сделалась известною всем, то надежда выздоровления при­влекала ко Христу бесчисленное множество больных, даже из далеких от Иудеи стран. Так и Авгарь, царь Едесский, изнуренный тяжким недугом, узнав о чудесах Иисуса Хрис­та, смиренно просил Его письмом, чтобы он пришел к нему в Едессу и исцелил от болезни. Но не вполне уверенный, вос­хочет ли Господь прийти к нему, послал письмо с искусным живописцем Ананиею, которому поручил изобразить на дос­ке Лице Спасителя, чтобы, по крайней мере, от видения Лица Его иметь отраду болезням. Анания пришел в Иерусалим в то время, когда Иисус Христос, окруженный множеством народа, преподавал Божественное Свое учение.

Желая воспользоваться случаем изобразить Лице Спаси­теля, Анания стал на камне, который несколько возвышал­ся от поверхности земли, и, всматриваясь в Лице Спасителя, старался изобразить оное на доске. Но все усилия живопис­ца были напрасны; черты Лица Христова были неуловимы. Между тем Сердцеведец, видевший пришельца и его напрас­ный труд, приказал представить его к Себе и милостиво бе­седовал с ним о возложенном на него поручении. Среди бе­седы Спаситель потребовал воды, умылся, взял поданный Ему убрус (полотенце), отерся им, и вдруг на этом убрусе отразилось подобие Лица Его, начертался Его образ Неру-котворенный. Господь отдал плат Ананию, сказав: «Иди и вручи сие тому, кто послал тебя». Авгарь оказывал глубокое  благоговение к Образу. Начертав на нем надпись: «Христе Боже, всяк уповая на Тя, не постыдится», — Авгарь прика­зал поставить его в Едессе над городскими воротами с тем. чтобы все проходящие через эти ворота воздавали поклоне­ние Образу. Это повеление соблюдалось при нем, при его сыне и внуке; но один из правнуков, преданный идолопок­лонству, хотел было снять образ и на его место поставить идола. Епископ Едесский, узнав об этом по откровению Во-жию, пришел ночью к воротам, где стоял образ, поставил пред ним зажженную лампаду и закрыл его кирпичом и из­вестью так, что место сделалось вовсе неприметным. Много после того прошло времени, и про икону Спасителя забыли.

В царствование Юстиниана, в 574 году, во время осады Едессы Хозроем Персидским, Епископу Евлавию в видении явилась Богоматерь, напомнила о скрытом Образе и указа­ла самое место, где он сокрыт. По этому указанию Евлавий открыл икону, нашел ее неповрежденною во всех чертах, лампаду не угасшею, а на кирпиче, которым был заложен Образ, другое совершенно точное изображение Первообраза.

Епископ с народом, в чувстве благоговейной радости, со­вершил по городским стенам крестный ход с Нерукотворен-ным Образом, и все персидское воинство обратилось в бегство.

В 944 году Нерукотворенный Образ перенесен в Констан­тинополь, — и это перенесение празднуется Церковью 16 ав­густа (Чет. Мин., 16 авг.).

Об иконах Божией Матери, писанных Евангелистом Лу­кою, известно следующее. Удовлетворяя желание верующих, Евангелист Лука изобразил кистью на доске лик Пресвятые Богородицы, носящей на руках Своих Предвечного Младен­ца; потом написал еще две подобные иконы, и все три при­нес к Самой Владычице Приснодеве Марии. Она, видя изобра­жение Лика Своего на иконах, вспомнила и повторила прежнее свое проречение: «Отныне ублажат Мя вси роди», — и к сему присовокупила: «Благодать родившегося от Меня и Моя с сими иконами да будет!» Скоро это благословение Пречис­тые явило мощную свою силу на самом деле: ибо, по благо­дати Ее, от этих святых икон начали происходить бесчис­ленные чудеса. Одну из них Евангелист Лука в знак апостольского благословения послал к державному Феофилу в Антиохию, где и была она благочестно почитаема все­ми христианами с достодолжным поклонением.

По прошествии многих лет она была перенесена в Иеру­салим, а в царствование Феодосия младшего — в Констан­тинополь, и поставлена во Влахернском храме. Благочести­вые жители Константинополя, удостоившись увидеть множество чудес от этой Святой Иконы, назвали ее одигит-риею, т.е. путеводительницею (Чет. Мин., 26 июня).

Об употреблении икон в христианской церкви в после-апостольские времена свидетельствуют церковные писате­ли. Так, Тертуллиан, живший между 160—245 гг., в своих со­чинениях говорит об изображении Спасителя на церковных потирах и о почитании изображения Креста. Евсевий Еп. Кесарийский, живший между 267—338 гг., говорит в церков­ной истории, что жена кровоточивая, исцеленная Господом, в благодарность за это исцеление, с позволения Ирода, по­ставила медное изображение Спасителя в г. Панеаде близ своего дома, откуда впоследствии оно перенесено в дом мо­литвы. Он же говорит, что сам видел живописные изображе­ния Спасителя и Св. ап. Петра и Павла, сохранившееся от древних христиан, у которых, следовательно, они были в благоговейном употреблении.

Св. Григорий Богослов (331—389) упоминает об изображени­ях на сводах храма, построенного его родителем в Назианзе.

Св. Григорий, Еп. Нисский (331—400), описывая церковь Св. мучен. Феодора, говорит, что все стены этой церкви были украшены изображениями его страданий вместе с изображе­ниями Спасителя. О подобном украшении храмов, частных домов, площадей и о поклонении пред иконами свидетель­ствуют Св. Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие Све­тильники Церкви IV и V веков (Православ. Догмат. Богосло­вие преосвящ. Макария, т. 5, стр. 142—146; «Христ. Чт.», ч. 30). Седьмой Вселенский Собор (787), после жестокого и продол­жительного гонения от иконоборцев на почитателей икон, навсегда утвердил почитание Св. икон, а не почитающих предал проклятию (свящ. Н. Успенский).

Этот ответ просмотрели 2707 раз.