НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Вопрос о душе

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Светлана

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, может ли усопший челове видеть (визуально) земную жизнь своих близких? Чем живет его душа, что чувствует, мыслит ли она? Буду Вам очень благодарна за ответ!

Уважаемая Светлана!

Говоря о будущей жизни, апостол Павел пишет: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что уготовал Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 8).

Жизнь человека в вечности настолько отличается от земного существования, что описать ее в земных категориях невозможно. Поэтому человеку не может быть известно о загробной жизни во всех подробностях.

Вкратце учение Церкви о посмертном существовании человека сводится к следующему.

Смерть есть разлучение души от тела. Поскольку тело истлевает, душа человека находится в отделенном состоянии, и это состояние нельзя назвать полноценной жизнью.

Священное Предание убеждает нас в том, что душе всякого умершего человека предстоит пройти частный суд Божий, в результате которого она получает определенное «место» в области посмертного существования. Это место целиком и полностью определяется земной жизнью. Души духовно совершенных, верующих, живущих по заповедям Божиим людей оказываются в непосредственной близости от Бога. Немногие из них (почитаемые Церковью святые) получают возможность помогать оставшимся на земле живым. Напротив, души нераскаявшихся грешников, совершивших при жизни много зла, оказываются в значительном удалении от Бога. Поскольку Бог – это источник любви и всяческого блага, души грешников испытывают недостаток любви и оттого страдают.

Молитвы за умерших, милостыня, добрые дела, совершаемые во имя умершего убеждают Бога, что тот, за кого молится хоть одна живая душа, не совсем погибший злодей, и Господь по Своему милосердию несколько облегчает их участь.

В таком состоянии души умерших пребывают до Всеобщего Воскресения, учение о котором составляет главный догмат Христианской Церкви. Церковь учит о телесном воскресении. Человек воскресает в полноте и единстве своего душевно-телесного состава. На последнем Страшном Суде Господь досконально, с присущим Ему Всеведением определяет духовное состояние воскресшего человека. На этом Суде во внимание принимается все: и вера человека, и его поступки, и чувства, и желания, и отношение к нему со стороны ближних. Страшный Суд определяет окончательную участь телесно воскресшего человека в Вечности.

Для праведников Вечность – это вечное блаженство, радость пребывания в единстве со всеми любящими Господа в непосредственной от Него близости. Не следует думать, что это состояние будет бесконечным, утомительным повторением одного и того же. Невыразимая в земных понятиях Блаженная Вечность – это новое качество человеческого существования, это бесконечно разнообразная и деятельная жизнь. По учению святых отцов, эта бесконечная радость будет заключаться в том, что спасенный человек получит возможность бесконечно познавать Бесконечного в Своем Бытии Бога. Поэт А.К. Толстой выразил это состояние, точнее веру и надежду на него словами: «в одну любовь мы все сольемся вскоре, в одну любовь, широкую, как море, что не вместят земные берега».

К вечной жизни воскресают все: и праведники, и грешники. Для осужденных на последнем Страшном Суде также уготована вечность. Но именно та вечность, которую они выбрали для себя в земной жизни. Эта вечность – с обратным знаком. В Священном Писании она называется второй смертью и представляет собой пребывание в бесконечном отдалении от Бога, вечное одиночество и вечное сожаление о собственной вине.

Учение о вечном наказании для нераскаявшихся грешников не противоречит представлению о бесконечном милосердии и любви Божией. Любовь проявляется в том, что Бог уважает свободный выбор человека и дает возможность для его осуществления.

Этот ответ просмотрели 2600 раз.