НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Вопрос о душе

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает:

Можно ли ставить свечу в церкви, за некрещеного усопшего?
Куда попадает душа некрещенного?

К сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственников. Церковь за некрещеных не молится, так как эти люди во время жизни не вошли в спасительную ограду Церкви. По уставу Церкви также нельзя совершать православные обряды погребения и церковного поминовения людей крещеных, но отрекшихся от веры и отошедших от веры, которые при жизни относились к Церкви с насмешкой или враждой, увлекались восточными мистическими учениями. Некрещеные люди или отступники есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви. О них можно лишь сожалеть, но вылечить их уже невозможно.

Часто приходится слышать упреки, что Церковь жестоко поступает по отношению к умершим некрещеным, а среди них встречаются очень хорошие и добрые люди. Так что же мешало хорошим людям стать членами Церкви? Наверное, у каждого были причины, но в основе всего лежит неверие в Бога. И это неверие, душа унесла с собой в загробную жизнь, где она уже новые качества не приобретает.

Вместе с тем Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней! Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным и на молитву за некрещеного родственника взять благословение у священника.

В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Опинскому старцу Леониду (+1841 г.) обратился ученик с вопросом, можно ли молиться за погибшего отца-самоубийцу, и как. На что старец ответил:"Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:"Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя"". По примеру этой молитвы можно молиться за некрещеных, а также за неправославных или крещеных, но отступивших от веры.

То, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из жития преподобного Макария Египетского. Однажды святой Макарий, встретив в пустыне череп умершего языческого жреца, втупил с ним в беседу. Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие молитв. "Когда ты молишся за мертвых, - отвечал череп, - то мы чувствуем некое утешение". Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение.

Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение.

Милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать преред Ним за души усопших неправославных. Святой этот мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году. Однажды в видении блаженной Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших некрещеными в веру Православную.

Молитва святому мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностью по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами Твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

В конце Евангелия от Марка Иисус говорит: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк 16,15-16). Означает ли это, что все некрещеные уже осуждены и попадут в ад?

 

Нет никакого сомнения в том, что крещение дает участие в жизни, которую нам принес Христос. Именно об этом свидетельствует апостол Павел, говоря: "Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим 6,4). Крещение облекает нас во Христа и, следовательно, в Господа, который спасает. Павел пишет галатам: "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал 3,27). Крещение открывает нам возможность войти вратами спасения Божия через Иисуса Христа и в Святом Духе (ср. Мф 28,19).


Но тогда спасены ли все те, кто жил до прихода Иисуса Христа в этот мир и, следовательно, не был крещен? Спасены ли все те, кто никогда не слышал об Иисусе и о необходимости получить спасение через принятие святого крещения? А катехумены, умершие до того, как освященная вода, сопровождаемая словом, дала им новое рождение (ср. Ин 3,5; Еф 5,26), спасены они или нет?


В Евангелии от Марка (16,16) сказано: "Кто не будет веровать, осужден будет", а не "Кто не будет крещен, осужден будет"! Хотя крещение уже дает нам вечную жизнь, не будем забывать, что наше спасение - от Христа. И это спасение даровано всем людям, ибо Бог хочет, чтобы "все люди спаслись" (1Тим 2,4). Кроме того, св. Иоанн говорит нам, что "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин 3,16-17).


Спасает именно вера во Христа, и эта вера может подтверждаться сакраментальным актом крещения. Следовательно, спасает не само крещение, поскольку в этом случае крещения Иоанна Крестителя было бы достаточно для спасения, и не было бы необходимости в Иисусе Христе. Но нет, спасает не крещение, а Христос, "автор" нашего крещения. На вопрос, заданный тюремным стражем Павлу и Силе: "Что мне делать, чтобы спастись, они ответили: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (см. Деян 16,30-31). А несколькими строками далее говорится: "И, взяв их в тот час ночи, он [тюремщик] омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его" (Деян 16,33).

Не будем забывать, что Господь совершил дело спасения для всех нас, единожды за всех (ср. Евр 10,12; Рим 4,25), и Имя Его дано было нам, чтобы мы спаслись (ср. Деян 4,12; Мф 1,21; Рим 6,23). Есть много способов, как достичь спасения Божия в Иисусе Христе. Наиболее распространенный путь ведет через крещение водой. Однако в соответствии с традицией Церкви есть и крещение желанием (для катехуменов, умерших прежде принятия водного крещения), и крещение кровью (для мучеников за Имя Христово). Наконец, есть иноверцы с чистой совестью, которые не ведают ни Христа, ни Евангелия и никогда не сподобятся принять крещение в этом мире. К ним относятся и те, кто жил до Христа. Апостол Павел говорит по этому поводу: "Ибо, когда язычники, не имеющие закона [то есть Откровения], по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, - в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа" (Рим 2,14-16).

 

Итак, дело в том, что, помимо Иисуса Христа, спасения нет. Если те или иные люди по различным причинам не ступили на спасительный путь здесь, на земле, дело их спасения должно будет передано Ему по завершении этой жизни, ибо «никто не приходит к Отцу" иначе, как через Него» (Ин 14,6).

 

Этот ответ просмотрели 4747 раз.