НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Вопрос о душе

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Сергей

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на несколько непонятных для меня вопросов. Заранее большое спасибо!
1-Когда людей, которые ведут себя неправильно, например, нагло в итоге ставят на место, а я испытываю
чувство не зларадства, конечно, а удовлетворения - это грешно или нормально? Или у меня нет любви к ближним?
2-Бывает, что перед начальником или авторитетом хочешь выставить себя с самой лучшей стороны. Это гордыня?
3-Как отличить иронию от ехидства и осуждение от констатации какого-то факта? Например, если человек глупый или злой, а я об этом говорю - значит осуждаю?
4-В Ветхом Завете, когда Моисей с народом выходил из Египта написано, что Господь ожесточал сердце фараона. Получается, что Господь умышленно делал фараона жестоким помимо его воли?
5-Почему болеют младенцы? Если за грехи родителей, то ведь это тоже несправедливо. Младенцы ведь невиновны в этом грехе. А бывают и такие родители, которым и до страданий детей нет дела.
6-Как объяснить маловерующему почему Православие истинная вера? Обычно говорят -“А ислам?”, “А буддизм?” И все утверждают, что их религия истинная. Как разобраться?

Уважаемый Сергей,

Каждый христианин призван, чтобы самому стать ответом на все жизненные вопросы. Ваша жизнь в идеале– это свет христианской правды и стремитесь же к этой правде.

Если Вы испытывайте чувство удовлетворения потому, что кого-либо наказали по справедливости, то задумайтесь над тем, насколько меры, предпринятые по отношению к человеку, способны пробудить в нем истинное понимание его ошибки. Если Вы найдете, что зло замазано злом и в итоге получилось большее зло, то, наверно, чувство удовлетворения исчезнет. Если же Вам эти меры покажутся справедливыми, то надейтесь на его исправление, а не просто радуйтесь тому, что он «стоит на своем месте». Это и будет проявлением любви к ближнему.

Показать свои лучшие способности перед начальником – не гордость. Гордостью будет то, когда «лучшие способности» станут постоянным Вашим увлечением, станут главным интересом. Еще лучше будет, если Вы не будете постоянно напоминать окружающим об этих способностях.

Ирония, ехидство и осуждение имеют один общий корень – желание обидеть другого человека, причинить ему боль, показать его с худшей стороны. Такие поступки не имеют ничего общего с евангельской правдой и с исправлением тех, кто ошибся, согрешил.

Когда говориться, что Господь ожесточил сердце фараона – речь идет о том, что до этого Он умиротворял его сердце, показывал фараону свет правды, пока тот был способен смотреть на него. Настал момент и фараон закрыл глаза на эту правду – Господь отступает от него, сердце фараона ожесточилось и так как не человек владеет Богом, а Бог владеет человеком, Господь сказал: Я ожесточил сердце фараона.

Младенцы болеет потому, что рождаются от нездоровых родителей. Важно помнить, что человечество – это единый, неделимый организм, все человечество – это некоторым образом один человек, и один человек – все человечество. Каковы родители – таковы и дети. Не может человек родить лучше и совершеннее того, что есть сам. Если бы ребенок не был причастен всему, что имеют родители (и грехи, и добродетели), то он не был бы их ребенком. Родители дают детям все то, что есть они сами. Жизнь ребенка самым тесным образом связана с жизнью родителей. Поэтому сильна материнская молитва и важно отеческое благословение. Если ребенок победил в сердце своем пороки, которыми страдали его родители, то он некоторым образом пролил свет в души своих родителей и в сердце всего человечества, и соответственно наоборот, если преумножил пороки.

Стоит заметить, что кто бы не был человек по вероисповеданию, он, во-первых, – человек. Природа человека неизменна, его призвание к Абсолютному одинаково, что для аборигена, что для христианина. Каждому человеку свойственна интуиция Высшего, Беспредельного, Вечного, но не каждый человек способен адекватно отозваться на эту глубокую, сущностную интуицию Божественного. Прежде, чем говорить о вероисповедании, о религии, поговорим, что такое вера. Вера, как говорит один современный богослов, – это предельный интерес к Беспредельному (Пауль Тиллих). Дать определение вере, в принципе, невозможно, потому что всякое определение будет строиться на основе веры. Веру можно описать. Впрочем, греческий текст слов ап. Павла (Евр.11,1 вера есть уповаемых извещение и вещей обличение невидимых…) представляется именно как описательная конструкция. Вера объемлет все существо человека, сосредотачивает все его силы и интересы. Вера центрирует ум, волю и чувство и в едином акте направляет к Богу. Можно выделить несколько основных типов веры, такие как онтологический (то есть бытийный, когда Абсолютное бытие является предельным интересом), этический тип (во главе угла мораль, этика) гуманистический тип (когда в центре всего поставляется человек) . Можно говорить о вере мистического типа, юридического… В целом о вере можно говорить много, но пока обратите внимание на само понятие веры как предельного интереса, сосредотачивающего все силы человека. Что такое вероисповедание? По большому счету – это все проявления веры и особенно те, которые выражают себя в обряде, культе, что очень важно. Какая вера – такой и обряд, такая и религия. Каковы интуиции Высшего – таково и все что интересует и окружает человека. Не случайно, все религии мира имеют индивидуальную, характерную внешность. В мусульманстве обрядовая сторона скудна по сравнению с православием. Это важный показатель того, что и внутренний смысл более ограничен. Сравнить религиозную жизнь туземцев, и мы увидим, что обряд хотя и неразнообразен, но в вере занимает центральное место. На этом фоне православие представляет собой идеал совпадения сущности и ее явления, совпадения формы и смысла. Православие – единственная на сей день и на веки религия, в которой важнейшее место в духовной жизни отдается таинству, которое и есть бытийная взаимосвязь, проникновение в Абсолютное, выраженное самым адекватным образом. В таинстве православный человек не исчерпывает Бога, что невозможно, а бесконечно проникает в Его Бесконечность, как Его образ и подобие. Важно понять, что религия – это не свод законов и правил, не талмуд с графиком действий, а реализация интуиции Божественного. С этой точки зрения можно сказать, что такое спасение. Спасение – это не юридический договор с Богом, как думают католики, это не фиксация каких-либо заслуг и добрых дел. Спасение – это процесс, переходящий в вечность. И рай, и ад – это не в коем случае не место, это состояние человека. Сам человек, используя силу своей веры, чтобы отделить себя от Бытия и Жизни Бога, обрекает себя на небытие и смерть. Православие есть принцип жизни человечества, адекватно выраженный смысл. Православие – это единство Бог и человека, это спасение от небытия, от самоуничтожения. Православие есть видимое изваяние невидимой Истины, в которой единое доминирует над частным, дух над разумом, свобода над необходимостью. У каждого человека есть интуиции спасения. Православие – это совершенный ответ на призыв Абсолютного Бытия к Самому Себе. Православие – это гармония и красота, истина и правда, это решенный в пользу жизни вопрос быть или не быть. Православие – это пасхальная радость, это человечество преображенное благодатью Духа Святого. Православие – это онтологическая (по бытию) связь с Богом. Православие – это предельный интерес к Беспредельному, имеющий свою плоть и кровь, свое храмовообрядовое изваяние. Иноверные не форму отверглают, а принцип жизни, принцип победы над небытием, принцип Богоединства и соборности всего человечества. Каждый человек потенциально православный, ведь он создание Божие, но не каждый человек живет православной душой, даже, зачастую тот, кто номинально православный, то есть только внешне. Не в исламе не в буддизме нет и не может быть Боговоплощения, нет и не может быть победы над смертью, победы не просто на словах, а реально: приобщился к Богу (Евхаристия), приобщился к Жизни и победил смерть, стал сиять светом Божества изнутри своей природы. Помоги Вам Господь

Этот ответ просмотрели 2615 раз.