НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Духовная жизнь

Святые и подвижники

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Эмиль

Здравствуйте, уважаемый Редактор!
Как относиться к этим словам преп.Иосифа Волоцкого:
«Где они, говорящие, что нельзя осуждать ни еретика, ни вероотступника? Ведь очевидно, что следует не только осуждать, но предавать жестоким казням, и не только еретиков и вероотступников: знающие про еретиков и вероотступников и не донесшие судьям, хоть и сами правоверны окажутся, смертную казнь примут. <…>
Таким образом, князья и военачальники, частные лица мужчины и женщины — и каждый православный, осуждая вместе с архиереями и священниками еретиков, составили Божественные Правила, наставляемые Живым и Животворящим Духом. К тому же и гражданские законы прибавили они к Божественным Правилам, по которым еретиков не только осуждают, но подвергают проклятиям и жестоким казням» (Слово об осуждении еретиков преподобного Иосифа Волоцкого)?
Не являются ли подобные высказывания в некотором роде потенциальным оправданием инквизиции, которой в Православии никогда не было.
Почему Церковь канонизирует людей, которые призывали к насилию?
И вообще, по-христиански ли так поступать с еретиками?
С уважением, Эмиль

Уважаемый Эмиль,

Иосиф Волоцкий личность довольно сложная. Родился он примерно в 1440 году и жизнь свою посвятил монашескому деланию. Это был человек с творческими способностями, мыслящий и поэтому когда он видел неустройство монастырской жизни, то открыто обличал недостатки. Основал Волоколамский монастырь известный своей строгостью. В это время на Русской земле начала зарождаться ересь жидовствующих, которые отвергали Троичность Бога, святыни, иконы. Естественно, что такой видной личности как Иосиф, этот вопрос коснулся непосредственно. В это же время разгорается спор «стяжателей» и «нестяжателей». Иосиф стал главой «стяжателей», а идеологом «нестяжателей» стал Нил Сорский. Оба стояли на том, что монах должен в первую очередь молиться, но разошлись в понимании монастырского имущества. Иосиф говорил, что земли монастырю нужны, чтобы монаха меньше забот отвлекало от богослужения. Нил на том же основании утверждал обратное. Но так как Иосиф был приближен к великому князю и мнение его совпало с большинством, то партия «стяжателей» одержала победу. Мы можем привести еще один факт из жизни преподобного, который покажется более несовместим с христианством. Иосиф периодически порол духовенство и таким образом добивался порядка. Закономерно возникает вопрос: за что его канонизировали? Канонизировали его не случайно и не по ошибке. Каждая эпоха имеет свое лицо, свои нравы, свои особенности. Отвержение еретиков и всех, кто проявляет симпатии к ним (не доносит в суд) носило характер не гуманных отношений, а хирургической операции без наркоза. Действительно где-то Иосиф перегибал палку, например, по отношению к княжеской власти, которую считал абсолютной, но как каждый человек, он мог ошибаться. Святой человек – это не человек, который никогда не ошибается, а человек, который всю сою жизнь отдает Богу и служению Ему. Методы Иосифа в преследовании еретиков с одной стороны были очень грубы, а с другой стороны оправданы требованием и нормой времени, эпохи, менталитета. Есть мнение Церкви, заповедь любви на все времена, но при этом тех, кто отделил себя от Источника Жизни, Церковь удаляет от общения с верными, как болезнь, как язву. Господь сказал: «… а если и церкви не послушает, то да будет тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18,17). Сложность личности Иосифа заключалась именно в этом: при святости своей жизни, он слишком остро ощущал эти слова Господа – это был человек своего времени.

Этот ответ просмотрели 2471 раз.