НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Церковное благочестие

Иконы, киоты, иконостасы

На вопрос отвечает представитель сайта «Владивостокская митрополия»

Спрашивает: Владислав, Белгородская обл.

Здравствуйте, в последнее время на сайте стали появляться вопросы по сюжету художественного телефильма “Раскол”, вот и я решил спросить. На сайте спрашивали про двоеперстие во время наложения на себя крестного знамения. Думаю, исторические событие, описываемые в картине, верны. Тех, кто крестится двумя престами, называют раскольниками. Значит ли, что они - еретики? И как быть с теми святыми, кто просто в силу временных рамок жил в эпоху, когда крест наносили двумя перстами - тот же прп. Сергий Радонежский? Нельзя же считать его раскольником? В фильме есть эпизод, где два пальца символизируют Спасителя в двух естествах, Который распялся за нас на Кресте. Три перства - символ Святой Троицы. И действительно, был распят и воскрес ведь Спаситель, а не вся Святая Троица. Не значит ли это, что реформа Патриарха Никона была не во всём верна?

Отвечает: иерей Андрей

Владислав, здравствуйте.

Чтобы найти верные ответы на поставленные вопросы, надо определиться, от чего будем исходить. Прежде всего, кто мы, православные, есть? Мы – Единая Вселенская Соборная Церковь. Повторюсь, ЕДИНАЯ. Это значит: если Церковь что-либо утвердила, будучи СВЯТОЙ и НЕПОГРЕШИМОЙ, потому что Господь Свят и Непогрешим, - то мы, как послушные Её чада, должны это принимать.

В отличие от Господа, главы Церкви, человек – погрешим, даже если он обладает священным саном. Чтобы иерархи не впадали в какую-либо ересь, за этим чётко следит непогрешимая Церковь. Патриарх Никон еретиком не был и никакую ересь в Церковь не вносил. Он всего лишь провел церковные реформы. А раз ереси нет, и эти реформы давно приняли другие поместные Православные Церкви, с которыми мы едины, как овцы единого стада Христова, - то совершенно правомерно, что и Русская Православная Церковь при Патриархе Никоне приняла те реформы, как часть ЕДИНОЙ Церкви Христовой.

Другой важный момент: старообрядчество это не ересь, а раскол. Святые времён «дорасколья» (Вы вспоминаете о прп. Сергии Радонежском) в раскол НЕ УХОДИЛИ. И остаются СВЯТЫМИ, а не обрядоверами. Святые знали, что СПАСАЕТ ГОСПОДЬ, а не обряды. И что в Церкви спасительны ТАИНСТВА, а не обряды.

Третий момент. Двумя или тремя перстами креститься - это в деле нашего с Вами СПАСЕНИЯ роли НЕ играет!!! А играет роль то, что в Церкви Христовой должно быть ЕДИНСТВО. Живи мы с Вами в дораскольные времена, крестились бы двумя перстами – ради ЕДИНСТВА Церкви. Затем верные чада Церкви приняли всё, что дала им Мать-Церковь. И СВЯТЫЕ приняли бы!

В нашей Церкви чтут святых и тех, что крестились двумя перстами, и тех, что крестились тремя. Это НЕ влияет на их праведность и святость, их мощи так же нетленны, а иконы их мироточат.

Наконец, что касается телефильма, то это, прежде всего, художественное произведение, в котором по законам жанра, «по сценарию», ради драматического эффекта одних обеляют, других очерняют. Протопоп Аввакум, к примеру, в фильме показан кротким мучеником, хотя истории известны и другие факты. Помните, что в фильмах не всё нужно воспринимать БУКВАЛЬНО.

Также по поводу Вашего замечания, не надо ли креститься двумя перстами (в знак того, не Вся Троица, а только Христос за нас распялся, с Его Божественной и Человеческой природой). Так вот, этот довод с точки зрения богословия не работает: Божественная природа Христа на Кресте за нас в любом случае НЕ распиналась, а только Человеческая. Не сделаете же Вы отсюда вывод, что креститься лучше ОДНИМ перстом?!

Да наставит Вас Господь!

С уважением,

Этот ответ просмотрели 4406 раз.