НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Церковное благочестие

Иконы, киоты, иконостасы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»

Спрашивает: Марина, г. Иркутск

Как цитатами из Библии доказать протестантам, что нужно почитать иконы и молиться святым о помощи?

Отвечает: отвечает Железняк Сергей Евгеньевич, религиовед, помощник благочинного по миссионерской работе

Не могу чётко, из Библии, доказать, что нужно почитать иконы и молиться святым о помощи, когда вижу в Библии иное: не создай кумира. Как протестантам из Библии, а не из преданий доказать это. Мне они чётко и конкретно говорят, что Сам Господь не велит поклоняться и я это вижу. У них всё по полочкам разложено, а в Православии как-то обтекаемо. Мне сказано, что я буду в аду, как идолопоклонник. Помогите!

Здравствуйте. На самом деле ответ на Ваш вопрос действительно есть в Библии, правда — не в призыве «делать так или иначе», но и не обтекаемо.

Итак, сначала давайте разграничим понятия почитать и поклоняться. Это одинаковые или разные понятия? Если мы внимательно прочтем Десять Заповедей, то увидим, что — разные. Поклоняться можно только лишь Богу. И Заповедь запрещает идолов, кумиров и прочие изображения как объекты религиозного поклонения. Тут же есть заповедь — почитать родителей (то есть человека). Тем не менее в самом иерусалимском Храме были изображения на всех стенах, и на завесе, прямо перед которой молились, клали поклоны (3 Царств, глава 6). Там же описан вид ковчега завета со статуями херувимов. Для Давида и сам Храм был объектом религиозного почитания — «поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5, 8). Что это, противоречия? Нет. VII Вселенский Собор дал объяснение, какое поклонение и какое почитание допустимы. Религиозное поклонение умом — только Всевышнему, внешняя форма почитания (ритуалы, физический поклон тела, поцелуй и т.п.) — священным предметам (образам, храму и т.д.). Так что действительно, поклоняться иконам как Богу — нельзя, и мы, собственно, этого и не совершаем (если не считать чисто внешнего поклона, но такие же поклоны мы кладем и друг перед другом, когда здороваемся — но ведь не молимся же мы при этом на соседа, как на Бога.

Что касается собственно икон, то первым создателем иконы (т.е. образа, так переводится слово икона) был не Кто иной, как Бог. Адам — это самая первая икона Бога (Быт. 1, 26: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему). И Иисус Христос является образом (иконой) Отца Небесного (2 Кор. 4, 4). И в силу этого мы можем изображать Иисуса Христа и почитать такие изображения. До Него Бог не был виден никому на земле, Христос Его открыл.

Богородица, исполнившись благодати Духа Святого, воскликнула: вот, отныне меня будут ублажать все народы (Лук. 1, 48). Мы, православные, собственно это и делаем: славим Ее в молитвах, посвящаем ей храмы, монастыри, почитаем Ее через изображения. А как ублажают Маму Иисуса Христа, Своего Спасителя протестанты? Она почти не упоминается в их проповедях, вообще не фигурирует в их жизни, молитвах. Они забыли про Нее.

И в завершение, вот очень интересные места из Писания: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, ВЗИРАЯ на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12, 1-2) и «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, ВЗИРАЯ на КОНЧИНУ их жизни, подражайте вере их». (Евр. 13, 7). Как мы можем взирать на Иисуса Христа? Умом? Про умное взирание говорит 3-й стих второй главы: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою». Мы взираем на Иисуса Христа, созерцая иконы, мы почитаем этот образ, мы возносим свой ум от образа к Первообразу. Мы поминаем наставников в вере (святых угодников), мы знаем их по именам, нам известен их подвиг, страдания, мучения, торжество над грехом. Мы взираем на их изображение, на кончину их жизни — на то, что осталось нам от них (мощи), призываем их быть соучастниками в нашей жизни, в молитве — «Святый апостоле Петре, моли Бога о нас!». Если при жизни он помогал таким как мы, утешал, укреплял, веруем, что будучи рядом с Богом, не оставит нас. Тем более, что об этом он и сам сказал: «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия (т.е. кончины) всегда приводили это на память» (2 Пет. 1, 15).

Полагаю, что этих аргументов для вдумчивого христианина предостаточно.

Этот ответ просмотрели 8050 раз.