НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Церковное благочестие

Святые мощи

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Набережные Челны

Здравствуйте, батюшка! Объясните, пожалуйста, для чего в Церкви существует почитание святых? Кажется, что это способ нажиться за счет людей.

Отвечает: протоиерей Александр Андриевский

Восстанавливающийся Александро-Невский мужской монастырь села Сосновка отметил престольный праздник

Почитание мощей является естественным продолжением почитания подвижников благочестия или святых, как именует их Христианская Церковь. Святой, (евр.- кадош) значит «отделенный». В самом глубоком смысле этого слова, святым может быть только Бог, как существо абсолютно отделенное от всякого греха, делающего добро и ненавидящего зло. Но и посвящение Богу делает святым, пусть и не в абсолютном смысле этого слова. Так святым в Ветхом Завете назывался Израиль, а в Новом – христиане «святой народ» (1Пет.2,9), как отделенные от мира и соединенные со Христом.

Но среди множества христиан сразу стали выделяться личности, особенно ярко проявившие свою причастность Христу. И со временем понятие «святой» стало связываться именно с этими наилучшими свидетелями Истины, которые своим стремлением к просветлению и очищению ответили на призыв Бога, осуществив, как говорили Восточные отцы «sinergia» – сотрудничество между божественной благодатью и человеческой свободой, необходимое для обретения святости или обожения.

Почитание святых часто начиналось уже при их жизни и продолжалось после смерти. Так как мученичество считалось наиболее полным свидетельством Истины Христовой, почитание мучеников начиналось сразу после их смерти. Вскоре началось посмертное почитание монахов, ибо подвижническое отречение от мира стало восприниматься как добровольное мученичество. Затем стали почитаться и другие формы святости.

До второго тысячелетия христианской эры акта канонизации, как такового, не было. Почитание святого возникало спонтанно, на месте, где он жил и умер. Оно основывалось на убеждении тех, кто лично знал святого, или тех, кто был свидетелем чудес, случившихся благодаря его вмешательству, что он воистину был участником Царства Божия. Затем местный епископ (или игумен, если святой был монахом) совершал Евхаристию в день его смерти и, желательно, на месте его похорон. С VI в. начали составлять молитвы и песнопения святым. В каждой церкви был свой список святых. Святые, внесенные в списки Рима и Константинополя, почитались по всей Империи.

Постепенно в народном благочестии Евхаристия стала все теснее ассоциироваться с мощами святых. Церкви, основанные на местах, где не было своих почитаемых святых, стали стремиться раздобыть их мощи, чтобы поместить их под престолом. Современная Евхаристическая практика предполагает вшивание частицы мощей в антиминс – шелковый плат, на котором приносится бескровная Жертва.

По римскому закону, подтвержденному христианскими императорами, гарантировалась абсолютная неприкосновенность могил. Любое исключение, необходимое для перенесения мощей, требовало решения на самом высоком административном уровне. Похоже, что исключения эти начались, и в конце концов сделались правилом, в Константинополе — в имперской столице, где не было местных святых. Для перенесения мощей требовалась сложная юридическая процедура по каждому конкретному случаю, чтобы объявить его исключением.

По окончании этой процедуры следовало само перенесение мощей в одну из константинопольских церквей и включение святого в столичный мартиролог. Именно из этого «перенесения» и развилась современная практика канонизации. Именно такой смысл вкладывался, скажем, в возвращение останков святителя Иоанна Златоуста в Константинополь в 431 году.

Широко распространившаяся практика перенесения мощей положила начало их массовому средневековому почитанию; она развилась в обычай разделения их на частицы для удовлетворения все возрастающего спроса. Этот обычай особенно широко распространился из-за появления в V и VI вв. большого количества «мощей» другого типа. Например, в имперском дворце и церквах Константинополя были собраны орудия страстей Господних; частицы Креста; жезл Моисея; правая рука святого первомученика Стефана, и т. д.

Почитание святых, их портретов (т. е. икон) и их останков отражает чрезвычайно важный аспект христианской веры. В Воплощении Бог воспринял человеческую жизнь во всей ее полноте, и Божественное присутствие с тех пор было явлено не только в душе, но и в теле человека. С тех пор как Сам Бог пострадал в воспринятом Им человеческом теле, человеческие тела его свидетелей также стали видеться участниками славы Его воскресения из мертвых.

Так что обычай почитания мощей не только древний и благочестивый, но и имеет под собой вполне каноническое обоснование. Но, несмотря на все это, он не является обязательным для христианина. Среди святых, чьи мощи мы с таким благоговением лобызаем, немало тех, кто не только никогда не прикладывался к мощам, но и не видел их, живя в лесу или пустыне. Условием полноценной духовной жизни является таинство Причастия, как говорит об этом сам Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». (Ин.6. 54-56) Вот о чем не следует забывать.

Это, во-первых. А во-вторых, даже если у Вас появилась желание и возможность приложиться к мощам какого-нибудь святого, неужели Вы думаете, что Вам не позволят сделать это, если Вы не заплатите по тарифу? Мне такие случаи неизвестны. Ящики для пожертвований у мощей обычно присутствуют, но эти пожертвования добровольны: есть возможность – жертвуете, нет – так нет. Поэтому подозрения в том, что мощи, это способ нажиться за Ваш счет, на мой взгляд, несправедливы. 

Этот ответ просмотрели 7191 раз.