НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Семья

Обручение

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»
01.01.2005

Спрашивает: Ксения и Василий

Мы хотим пройти обряд Обручения и хотели бы знать как именно он проводится,и сколько времени может пройти между этим обрядом и свадьбой.Хотелось бы получить как можно более подробный ответ.Спасибо.
01.01.2005

Обручение

 

Обручение означает скрепление пред Богом и Церковью взаимных обещаний вступающих в брак. Обручение — это христианская форма естественного брака. В нем Церковью и Богом утверждается «глаголанное у брачующихся слово».

 

Обручению предшествует благословение родителей и духовного от­ца. Видимым знаком утверждения этого союза в мире, любви и едино­мыслии является вручение жениху и невесте колец с молитвой священни­ка о Небесном благословении их обручения. В Таинстве Брака прикровенно содержатся элементы, свойственные и семейно-патриархальному укладу жизни, как, например, отрешение дочери от родительского очага и передача отцом прав на нее будущему мужу.

 

В древности обручение жениха и невесты совершалось их родите­лями и родственниками. Соизволение родителей признавалось не менее важным, чем согласие жениха и невесты. А так как христиане, кроме ро­дителей по плоти, имели духовного отца в лице епископа, то вскоре во­шло в благочестивый обычай заручиться еще и благословением епископа.

 

Форма обручального благословения епископа, как доносит ее до нас текст одной из древних литургий, была проста и содержала краткое мо­литвенное благопожелание: «Благослови, Господи, кольцо это,... ибо как оно венчает палец человека,... так и благодать Святого Духа пусть окру­жает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвертого рода, которые да восхвалят имя Твое». Это благословение раскрывает суть христианского брака: одухотворение чувственной любви, призывание Божьей помощи, укрепляющей к совместному введению в жизнь благих, спасительных устоев нравственности и продолжению этих духовных начал в потомстве.

 

В современной практике священническое благословение при обручении сближается с родительским, принятым в благочестивых семьях, то есть высказывается намерение, чтобы данный брак был совершен о Господе. Жениха-христианина и невесту-христианку сближает не только любовь друг к другу, но и устремление каждого из них ко Христу, ко­торое и дает неложное основание быть браку ради Господа.

Когда будущие жених и невеста проникнут во внутреннюю суть своей двуединой любви ко Христу и друг к другу и придут к взаимном согласию создать христианскую семью, то свое решение они откроют ро­дителям. Обыкновенно в этом случае родители жениха спрашивают его, по нраву ли ему невеста и образ поведения ее, и, получив утвердительный ответ, выражают согласие на брак сына. То же делают и родители невесты, спрашивая ее, нравится ли ей жених и согласна ли она выйти за него замуж.

 

На Руси издревле считалось, что честь невесты — это честь рода. Поэтому в старину отец невесты не сразу давал сватам ответ, но обещал подумать, о том с женой и родичами. Совершив так называемый «совестливый разговор» с родственниками, отец объявлял согласие на брак дочери. Тем дело не оканчивалось: наступал период усиленных мо­литв к Богу о даровании мудрости, о благоприятных условиях к соедине­нию «двух в плоть едину, душу едину и Дух животворящий». Молитвы родителей созидают дома чад и «благословение отца утверждает домы де­тей» (Сир. 3, 9), — свидетельствует опыт Церкви. Без них, как здание без фундамента, ни одна семья в минуты испытаний не устоит в своей неповрежденности и целостности.

 

Но и родители, решаясь на брак детей, не полагаются на свое мне­ние и, как правило, посылают их за благословением к священнику-духовнику или же к старцу, опытному в знании воли Божией о людях и в рассуждении житейских обстоятельств. Пастырское благословение несет в себе особую жизнеутверждающую силу, окрыляющую молодых и их ро­дителей.

 

Заручившись благословением родителей и духовника-священника, нареченные жених и невеста, посоветовавшись со старшими, назначают день свадьбы. Ради юридического признания до церковного венчания брак должен быть зарегистрирован в гражданской инстанции (ЗАГСе), затем совершается Святое Таинство, в котором новобрачным преподается Божественная благодать, освящающая их союз и сообщающая им благо­словение Божие на совместную жизнь, рождение и воспитание детей.

По обычаю в самый день или накануне гражданской регистрации брака принято служить молебен Господу Иисусу Христу о начале добр­ого дела.

В самый день браковенчания родители, сотворив известные молит­вы, совершают благословение своих детей: сына — иконой Спасителя, дочь — иконой Божией Матери.

 

В жизни молодых людей, любящих друг друга, наступает, наконец, такая минута, когда на ожидаемое ими супружество они получат благо­словение Божие, чтобы стать им подражателями жизни церковной. Чистота намерений и искренность их веры побуждает священника скре­пить брачный союз благословением Божиим и словами молитв.

 

Для этой цели молодые люди прибывают в храм. По обычаю пер­вым в храме появляется жених, сопровождаемый шаферами (друзьями жениха) и кем-то из детей, несущим впереди жениха икону Христа Спа­сителя. Сопровождаемый ими жених входит в храм, где его встречают

пением одного из церковных песнопений, приличествующего случаю. По­молившись Богу, жених отходит с середины храма на правую сторону и ожидает приезда невесты. Невеста прибывает в храм чуть позже и, так­же предшествуемая иконой Божией Матери и сопровождаемая шаферами, совершает поклонение Богу и выслушивает церковное песнопение. Затем невеста отходит на левую сторону храма.

 

До начала обручения кольца новобрачных полагаются священником на святом престоле, чтобы освятил их Царь Славы — Господь, ибо Ему новобрачные с этого момента вручат свою жизнь.

Обручение начинается изнесением из алтаря на середину храма свя­тых Креста и Евангелия, которые полагаются иереем на аналое, стоящем посредине храма.

 

В притворе священник подводит жениха к невесте и, соединив руку жениха с рукой невесты, поставляет их на середине притвора, где и будет происходить чин обручения. Здесь им заповедано будет «хранить пределы закона» бла­годатной помощью Святого Духа, присутствие Которого символизирует каждение новобрачных.

 

Таким образом, жених и невеста встречаются в храме, где их окру­жают родные, друзья и прихожане. В их лице земная Церковь - обще­ство верующих, собравшихся во имя Христа и со Христом, - готова со­творить совместно с брачующимися общую молитву Господу о благослове­нии их обилием благодатных даров для единства совместной жизни, вза­имной верности и претворения в жизнь словесных обещаний брачующихся. Церковь становится свидетельницей обетов жениха и невесты, которые они дают друг другу пред Богом, и благословение священника это их слово утверждает, скрепляет святым соединением.

Для этой цели священник трижды «назнаменует главы новоневестных, и дает им возжженные свечи, и кадит крестовидно». И затем иерей дает жениху и невесте возжженные свечи.

 

Горящие свечи новобрачных изображают духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати,  нисходящие  на них.  Свет  - источник Божьей святости. Пламень свечей озаряет начало новой жизни, в которую вступают двое,  чтобы стать одним существом,   «одной  плотью». Свечи в их руках говорят о радости встречи этих людей и об общей радости присутствующих, напоминая слова Христа:  «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прослав­ляли Отца вашего Небесного»  (Мф. 5,  16). С прославления Отца Не­бесного и начинается собственно чин обручения.

 

Вручением колец, принесенных от святого престола, жениху и не­весте священник выражает веру Церкви в непрерывность их союза, даруемого им благодатью Божьей.

 

Священник трижды «назнаменует» кольцом жены голову жениха со словами: «Обручается раб Божий рабе Божией...», и кольцом жениха го­лову невесты с теми же словами. После этого происходит обмен кольца­ми, что Требником предписывается делать «восприемнику», то есть лицу, выступающему здесь от лица родителей. И обмен кольцами свидетельст­вует, что на взаимное согласие обручающихся есть и согласие родителей.

 

В том, что кольцо невесты вначале находится у жениха, а кольцо жениха у невесты, усматривается древняя практика, когда обручение бы­ло отделено от венчания на некий продолжительный срок и обрученные друг другу хранили у себя обручальное кольцо как знак своей любви и верности, а в момент, предшествующий венчанию, возвращали друг другу сохраненный знак своей любви и тем давали понять, что они входят от­ныне в согласие друг с другом во всех своих делах, тем самым полагая начало обмену мыслями и чувствами, заботами и трудами.

 

Супружеский союз возникает в земных условиях, но несет в себе залог единства и печать нерасторжимости. Кольца надеваются на персты правых рук, знаменуя тем их свободную волю, восприемлющую обет вер­ности, трудовой деятельности, молитвы и благословения.

 

Заканчивается чин обручения сугубой ектенией, молитва которой подчеркивает важность духовной связи новообразующейся семьи со стра­ной, в которой живут новобрачные, со Святейшим Патриархом и свя­щенноначалием Церкви, друг с другом и со всеми братьями во Христе.

Таким образом, обручение запечатлевает церковное признание на­мерений и чувств жениха и невесты, скрепляет данное ими друг другу слово своим благословением и молитвами и убеждает их в необходимости Божественного содействия во всей дальнейшей жизни.

 

Кольца на их руках свидетельствуют, что отныне Господь с ними, чтобы поставить их «укрепленным городом и железным столбом» и напоминать им о «дружестве юности, о любви» и их желании «быть святыней Господа, начатком плодов Его».

 

                                                   (по материалам книги "Таинства и обряды Православной Церкви")

Этот ответ просмотрели 1388 раз.