НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Вера

Разрешается ли вешать подкову над дверью?

Уважаемая Вера!

Нельзя вешать подковы над дверью. Знайте, что тяжко грешат против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное – как доверие тому, что недостойно доверия. Одно из распространенных суеверий – если вам встретился священник – это к несчастью. Это очень показательное суеверие, проливающее свет и на саму природу суеверий. Это отголосок язычества: священника боялись, потому что он приводил людей к вере, разрушая идолов. Вторая причина таких суеверий – это стыд человека, забывшего дорогу в храм. Грешащий человек стремится спрятаться от Бога, избегает встречи с тем, что может ему напомнить о необходимости покаяния. От суеверия рождается безверие. Суеверия уводят человека с пути спасения. Человек верит не в Промысл Божий, а в приметы. Отсюда идет вера в предсказания, в гадания, в астрологию.

 Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:

 1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;

 2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,

 3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

 "Многим из христиан, - говорит святой Василий Великий, - кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда - все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок. Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле, по закону Моисееву, очарования, волхвования, ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов. Сказано: Не вражите, и ни сряща смотрите от птиц (Лев. XIX, 26); языцы бо, которых потребит... Господь Бог от лица твоего... сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой (Втор. XVIII, 12, 14). <...> Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни - все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?"

 В одном из огласительных слов святого Иоанна Златоустого мы читаем: "Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь".

 Блаженный Августин строго осуждает гадания. "Последствия их, - говорит он, - большей частью сообразны с мыслями и предубеждениями каждого. Ибо злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему показом того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и желанием". "Вообще, - замечает он, - на мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, не иначе надобно смотреть, как на некоторый договор и условие с злыми духами. Люди, пристрастившиеся к пагубной науке гадать, которая, собственно, есть только наука издеваться над другими и обманывать их, за такое пристрастие свое, по некоему тайному суду Божию, подпадают нередко влиянию падших ангелов, которым попускается иногда иметь некоторое влияние на низшую часть мира. От этих насмешек и обманов злых духов происходит то, что суеверное и гибельное искусство прорицания иногда действительно открывает прорицателям нечто из прошедшего и будущего и говорит им немало такого, что впоследствии отчасти оправдывается событиями. Такие небольшие удачи возбуждают и питают любопытство, из-за чего они все более и более запутываются и запутывают других в сети зловредного заблуждения... Даже верность подобных предсказаний нисколько не оправдывает науки предсказывать. Поэтому святотатственное искусство, при помощи которого вызвана была тень умершего Самуила, достойно всякого отвращения и проклятия, хотя тень эта, будучи показана царю Саулу, и предрекла ему истину".

 Православный человек не должен быть суеверным. Суть нашей веры – доверие Богу: открывая Ему свои сердца, мы твердо веруем, что Он ведет нас прямым путем, путем свободным от какой-либо двойственности, от механистических, магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3, 17) – эту свободу нам и дает вера, суеверие же лишает нас ее, порабощая «стихиям мира» (Кол.2,8), порабощая праху. Поэтому вера и суеверие несовместимы – нельзя служить двум господам, свободе и рабству. Эта проблема шире, чем «черная кошка» или «пустые ведра»: речь о том, что каждый из нас стоит перед выбором: либо жизнь по Евангелию, либо по закону греха, возмездие за который – смерть (Рим.6, 23). Третьего не дано.

 Многие говорят: "Но ведь нередко суеверия сбываются, не случайно же они возникли". Факты сами по себе мало что значат – важна их трактовка: «чистому все чисто» (Тит. 1,15), а пораженный грехом и не имеющий доверия Богу обманывается своим «Я» и видит «закономерности» там, где их нет. Беда в том, что эти закономерности востребованы – человеку страшна Библейская картина миробытия: Сотворение мира, долгий путь к спасению, Благовестие, Искупление, Церковь, Второе Пришествие и Страшный Суд – все это пугает. Мы боимся ответственности за свою вечную жизнь, той ответственности, что идет рука об руку с Евангелием. Нам хочется чего-нибудь попроще, такого, что щадило бы греховное «Я». Проще уцепиться за эти «закономерности», нежели жить по Христу.

 Тут все очень просто: вероятность совпадения велика – либо сбудется, либо нет. Вот кошка перебежала дорогу. Кто знает, что случится за этот день. Но при чем тут кошка? А если бы она не перебежала дорогу, что, не случилось бы? Человек от безверия находит объяснения своим несчастиям, своим неприятностям и своим удачам и неудачам. Важно и то, что если мы посмотрим на приметы разных народов, то увидим, что одни и те же явления имеют абсолютно разный смысл! Например, во Франции влетевшая в окно птица – предвестник счастья!

 Почему грешно любое гадание? Потому что за ним стоит не решимость последовать откровению, а интерес, пытливость – «а вот как оно там?» Гадание – это попытка заглянуть в «зазеркалье», этакий духовный кураж, за которым скрывается слабость. Ну, покуражится человек перед грядущим, а потом все равно поступит так, как подсказывает мелочное «Я». Святые же, прибегая в крайних случаях к такому методу познания воли Божией, имели твердую решимость поступать по откровенному несмотря ни на что – даже на смерть.

 Как оградиться от суеверий? Суеверия – тьма. Тьма есть недостаток света. Соответственно, свет рассеивает тьму – подобно этому и суеверия разрушаются истинной верой, которая есть доверие Богу, и настоящим благочестием. Если мы Ему доверяем, то мало того, что нам ничто не вредит – наоборот: «любящим Бога, призванным по Его произволению, все способствует ко благу» (Рим.8,28).

 Все – и радости и скорби, и прибыток и лишения, и здоровье и болезнь. Все! Это доверие свидетельствует о любви к Богу, а «совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин.4,18). Не надо «ограждаться» от суеверий – не надо бороться с тьмой: надо просто «включить» евангельский свет и тьма суеверий исчезнет сама собой. Однако, это труд…

 От начала Церковь ограждается ей: Крест – хранитель всей Вселенной.

 Многие задаются вопросом: "Как не обращать внимания на суеверия? Умом понимаешь, а внутри–то, в душе, все равно страшно…". «Совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин.4,18): надо стремиться к совершенству в вере, учиться доверять Богу и тогда все встанет на свои места. Благодать и вера – лучшее лекарство от болезни страха.

 Если мы верим суевериям, то мы – язычники. Мы, христиане, должны помнить о силе Креста Господня – Хранителя Вселенной, чтобы не было так, что крестное знамение для нас второстепенно, а вот подкова над дверью или кошка черная имеет большое значение. Если мы христиане, то должны помнить, что христианину не страшны вещи и намного более опасные, чем просыпанная соль или черная кошка: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19)

 Итак, суеверия происходят от стремления человека всему дать объяснение, во всем установить связь, от самонадеянности и своеволия, от принятия ложного за истинное.

 Нужно помнить, что суеверия - это, зачастую, наши забытые детские страхи и фантазии, которые временами выплывая из области подсознания, уродуют жизнь человека, являясь в разных формах в ложных символах и действиях.

 Да сохранит нас Господь от всех видов суеверия! И так как мы знаем, что суеверие начинается в людях с младенческого возраста, то наш долг так воспитывать детей, чтобы юная душа их не заражалась суеверием. Пусть дети с малых лет приучаются любить Церковь, прибегать к Богу с молитвою, в церковных обрядах и священнодействиях видеть спасающую силу. Пусть дети с юных лет приучаются иметь правильные понятия о Промысле Божием, все направляющем к добру: тогда душа их не заразится суеверием, тогда не побоятся они ничего, выдуманного глупостью людской. Они будут бояться только гнева Божия, будут думать только о том, как бы не навлечь на себя осуждение за грехи и не довести себя до погибели вечной.

Этот ответ просмотрели 4672 раз.