НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Татарстанская митрополия»

Спрашивает: Екатерина Москва

Скажите, пожалуйста, откуда в церкви взялось предание(или догмат) о Страшном суде?Ведь в Новом и Ветхом Завете ничего про это нет? Что такое Страшный суд и когда он настанет?

Уважаемая Екатерина!

Человека больше всего угнетали и угнетают мысли о смерти. Но православный человек воспринимал и воспринимает смерть как явление физическое: умирает тело, душа же бессмертна. Бессмертной душой мы подобны Богу.

Где же и в каком качестве будет пребывать душа человека по физической смерти тела? Души праведников на небесах, вместе с ангелами в вечной радости, ну а грешников - в преисподней, в вечных муках.

Смысл человеческой жизни, таким образом, сводится к стяжанию Духа Святаго, добродетели и искуплению грехов. По тому, как прожита временная жизнь, определяется пребывание души в вечной жизни.

Души праведников и грешников будет судить сам Господь на Страшном Суде, который грядет в конце мира сего. Жизнь на земле не вечна. Она имеет начало - сотворение мира видимого (по Библии - в 5508 г. до Р.Х.) и конец - Страшный Суд.

"Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мiра!.." (Матф. 25, 34) - гласит Священное Писание о последних временах, то есть о Втором Пришествии Христовом и об ожидающем нас Страшном Суде — последнем и окончательном суде Божием над всем человеческим родом.

Коротко и сжато, но, вместе с тем, величественно и грозно говорит о нем евангельское чтение словами Самого Господа нашего Иисуса Христа, в истинности которых мы поэтому не можем сомневаться: «Егда приидет Сын Человеческий во славе Своей и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы: и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ: и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь сущым одесную Его: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мiра!..» A сущии ошуюю услышат грозный приговор: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его!»...

«И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Матф. 25, 31-46).

Чья безчувственная душа не содрогнется при одном только представлении этого воистину страшного зрелища!

Но то, что будет тогда на самом деле, как учит нас Святая Церковь, превзойдет всякое человеческое представление и разумение. Какой ужас охватит сердца всех упорных нераскаянных грешников!

Какой отчаянный вопль исторгнется из груди тех, которые во время своей земной жизни безумно хулили Имя Божие, кощунствовали, издавались над святой верой и Церковью, насмехались и ругались над людьми верующими и даже над этим самым Страшным Судом, в безразсудной гордости своей считая себя слишком «умными», слишком «учеными» и «высокообразованными», чтобы веровать во все то, во что учит веровать св. Церковь! Никакой язык человеческий не сможет выразить того безграничного отчаяния, которое овладеет ими тогда, но...будет уже поздно! Ибо «прииде день великий гнева Его, и кто может стати (устоять)?» (Апок. 6, 17).

Это — «день гнева и откровения праведнаго суда Божия, иже воздаст коемуждо по делом его» (Римл. 2, 5-6), ибо «Бог уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде» (Деян. 17, 31), «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2 Коринф. 5, 10).

Злые дела всех, даже самые сокровенные, все тайные мысли и чувства, стремления и пожелания обличатся тогда явно пред всеми, и исполнятся воочию сказанные некогда слова Господа: «Ничтоже покровено есть, еже не открыется, и тайно, еже не уразумеется» (Лук. 12, 2).

Тогда не будет места никаким оправданиям. Каждый, видя самого себя, в своей уродливой нравственной наготе, будет чувствовать и сознавать, что он видим всеми — таков, как он есть на самом деле, во всех своих делах, словах и помышлениях. Собственная совесть будет мучительно уязвлять каждого. Нестерпимое чувство стыда охватит тех, которые при жизни искусно умели скрывать свои грехи, свои безчестные страсти и пороки и старались казаться перед людьми честными, порядочными, благочестивыми.

Это сознание всеобщности видения грехов, эти укоры совести и осуждения со всех сторон так подавят душу своей тяжестью, что грешнику легче было бы, если бы горы пали и покрыли его, нежели стоять так, представляя собою такое уродливое и постыдное зрелище для взоров небесных и земных. Многие тогда подумают: «Лучше было бы нам и на свет не родиться, нежели переживать такой позор!»

Итак, это будет воистину Страшный Суд: страшный своей неотвратимостью, страшный своей безповоротностью и безусловностью своих определений, страшный по своим последствиям для нераскаянных грешников, ибо не будет для них никаких извинений, никаких оправданий, никаких смягчающих обстоятельств, и ни родство, ни дружба, ни связи, ни богатство, ни слава — ничто не поможет тогда.

«Диавол льстяй их (обманывавший грешников приманкой греха) ввержен будет в езеро огненно и жупелно (серное), идеже зверь (Антихрист) и лживый пророк: и мучени будут день и нощь во веки веков» (Апок. 20, 10).

И это — вполне естественно и понятно, ибо Господь не только безконечно милосерд, но и безконечно правосуден. В Нем, как учит нас Слово Божие, таинственным и непостижимым для человеческого ума образом, «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» (Псал. 84, 11). Всех искренно кающихся грешников Он прощает и милует, а упорных, ожесточенных и нераскаянных, как Праведный Судия и Мздовоздаятель, осуждает и карает.

Но кто из нас без греха? И что же нам делать, дабы избежать этого праведного осуждения Божия на Его последнем Страшном Суде?

Ответ, кажется, всем известен, всем ясен и понятен: Каяться надо!

Такова сила истинного покаяния, что оно изглаждает собою все наши грехи и неправды, сколь бы они тяжки ни были, и, убеляя ризу человеческой души, самого великого грешника может представить на суд безгрешным праведником.

Для того-то Святая Церковь и приводит нам на память, пред наступлением Великого поста, Страшный Суд, дабы мы пробудились от легкомысленной безпечности и греховного усыпления, в которых обыкновенно живем, и решились по-настоящему покаяться.

«Аще не покаетеся», как бы так говорит она нам Словами Самого Господа Иисуса Христа, «вси такожде погибнете» (Лук. 13, 3).

Таково, в самых общих и основных чертах учение нашей Святой Православной Церкви о Страшном Суде и о необходимости покаяния, какое она всегда исповедывала!

Увы! совсем не по душе это учение современному, «модерному» человеку, «истлевающему в похотех прелестных» (Ефес. 4, 22), которому хотелось бы грешить безнаказанно, не каясь и не думая о последствиях. А еще более, конечно, неприятно это учение врагу Божию и врагу человеческого спасения — диаволу и всем тем, кто успели продать ему свою душу, и за разного рода земные блага определили себя на верную службу ему.

И если в первый раз Христос приходил на землю для того, чтобы спасти мир, но во второй раз Он придет уже не спасать, а судить мир, причем мерилом этого Суда, как Он Сам сказал, будет слово, проповеданное Им: «Слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» (Иоан. 12, 48), то есть: тот, кто не будет соблюдать учения, принесенного Христом-Спасителем на землю, тот подвергнется осуждению на Страшном Суде.

Многие задаются вопросом: "Когда Иисус Христос вновь придет на землю?"

Ответ на этот вопрос мы находим в Священном Писании, где говориться, что никто не может знать сколько-нибудь точно, когда Иисус вновь придет на землю: Он Сам ясно сказал, что этого дня не знают даже Ангелы небесные (Мк 13.31). Этим знанием, говорил Господь, обладает только Отец.

Но мы можем видеть знамения и признаки приближения этого времени (см. Мф 24.3; Лк 21.7). Иисус говорил, что будут войны и слухи о войнах, восстания, голод и болезни, землетрясения во многих местах (см. Мф 24.6-7; Лк 21.10-11). Усилится беззаконие и анархия. Апостол Павел сказал: «день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес 2.3-4). С появлением «человека греха» распространится богоотступничество, отпадение от христианства. Во многих верных охладеют вера и любовь (Мф 24.12). Будут преследования христиан и всеобщее смятение.

Все мы видим, что все эти явления наблюдаются все чаще. Еще одно важное событие, которое должно произойти перед пришествием Христа, - восстановление Израильского государства. Первоначальный Израиль исчез с лица земли более двух тысяч лет назад. В 1948 году было создано новое Израильское государство. Собирание евреев в Израиле - явный, указанный в обоих Заветах признак того, что наше время подходит к концу. Иисус сказал: "Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников" (Лк 21.24). 6 июня 1967 года евреи впервые после захвата Иерусалима Навуходоносором в 586 году до Р.Х. овладели всем священным городом, что свидетельствует о начале конца власти язычников над миром.

Иисус сказал также, что важнейшим знаком приближения Его пришествия будет возвещение Евангелия всему миру: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф 24.14).

Таковы знамения времени. Мы должны быть готовы к приходу Господа в любое мгновение. Но дня и часа, когда оно случится, не знает никто.

Итак, и Суд страшный несомненно будет, и возмездие каждому по делам его будет, и ад с вечными муками для нераскаянных грешников будет.

«Господи, избави нас всякаго неведения, и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия!» (Из 24 молитв св. Иоанна Златоуста).

Этот ответ просмотрели 3204 раз.