НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Алтайская митрополия»

Спрашивает: сергей

существует ли путь отведенный каждому, судьба, можно ли с него свернуть, вернуться.

Слово судьба имеет много значений.

У язычников судьба - непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Судьба язычника - это рок, фатум. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изменить, ей можно только покориться. Этой "судьбы" Православие не признает, т.к. такое понятие судьбы абсолютизирует только один аспект - аспект несвободы.

В науке роль судьбы выполняет казуальная детерминация, т.к. причинность. Судьбы как фатума нет, но есть естественные законы физического мира, которые невозможно изменить, от действия которых невозможно убежать. Если ты болен смертельной болезнью - тебе никогда не выздороветь. Если тебе отсекли руку, она никогда не прирастет обратно. Если ты смертен - то ты умрешь и личность полностью распадется и не будет ничего. Такой атеистической или натуралистической детерминации Православие также не признает.

В противовес указанным вариантам судьбы в религиозном сознании существует понятие судьбы как телеологической детерминации, т.е. Промысла, Провидения. Не слепой рок, не безличные физические законы, а Сам Бог управляет жизнью человека. Не из-за несчастливой судьбы, не из-за "естественной" зависти братьев, а по Промыслу Божию Иосиф оказывается в Египте и становится спасителем своей семьи. Прп.Иоанну Дамаскину отсекли руку, но - вопреки всем физическим законам - она вновь прирастает. Лазарь умирает, но вновь воскресает силой Господа Иисуса Христа. Таким образом судьба - это детерминизм, предопределение. В Православии есть учение о предопределении. Мы все предопределены ко спасению, учит св.ап.Павел: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим.8:29-30). В этом смысле у каждого человека одна судьба - оказаться в Царствии Небесном, "Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости" (1Фесс.4:7). Но мы - грешны. Поэтому Господь, чтобы удержать нас если не благами рая, то хотя бы страхом, уготовал не только рай, но и геенну огненную. И теперь у нас есть только два пути: или в рай, или в ад. Учение 12 Апостолов начинается с таких слов: "Есть два пути: один - жизни и один - смерти". В этом смысле наша жизнь тоже предопределена и у каждого есть своя судьба: или оказаться в раю, или в аду. Это - статический, так сказать, аспект судьбы.

Помимо статики есть и динамика. В противовес языческой или естественнонаучной роковой детерминации Православие дает идею свободы и благого Промысла Божия. Лично человек свободен в выборе между добром и злом. Поэтому только от него зависит какая будет его судьба: добрая (вечная жизнь и общение с Богом) или злая (вечная смерть и мучение с демонами). кроме того, существует благой Промысл Божий, который направляет человека к спасению, помогает человеку сделать выбор в пользу добра, подталкивает его к дороге, ведущей в рай.

Свою судьбу человек осуществляет в течение своей жизни. Он растет, совершает поступки, учится выбирать добро, совершать добродетель и избегать зла. И, наконец, достигает своей судьбы: окончательной и бесповоротной участи: вечной жизни в раю. Эту судьбу унаследовали святые и добродетельные жены и мужи. Или другой, страшной судьбы: безвозвратных мучений и безнадежного пребывания в геенне огненной.

Как человек осуществляет свою судьбу? Он рождается на земле от определенных родителей, в определенной стране, определенного пола. Здесь у него нет выбора. Это - его судьба. От нас не зависит, где и от кого мы родились. Это - судьбы Божии. Но если в язычестве это определяет все (рождение в бедности - несчастная судьба, рождение в царском доме - счастливая), то в Православии все это не имеет решающего значения. Даже наоборот. Можно быть добродетельным и благополучным в бедности, а можно быть грешником в богатстве. Христос даже утверждает большее счастье для бедных: блаженны нищии..., трудно богатому войти в Царство Небесное. Решающим моментом в достижении своей судьбы, в исполнении божественного предопределения является другое: свободный выбор между добром и злом.

Но мы рождаемся грешными, с первородным грехом, т.е. воля, ум и чувства наши повреждены, тело наше воюет на нашу душу, в членах наших живет закон греха. Получается, что и выбор между добром и злом мы не можем сделать так уж свободно: мы от рождения выбираем грех; нашими родителями мы обречены на изначальную греховность.

Тогда-то и вступает в дело благой Промысл Божий, который решает спасти нас не когда мы исправились, а когда еще были врагами Божиими. Несмотря на нашу вражду с Богом, на наши грехи, Бог Сам спасает нас различными средствами: посылает Свою предваряющую благодать, просвещает нашу душу и пробуждает в нас стремление к Богу. Бог устами пророка Исаии говорит: "Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня" (Ис.65:1). В течение всей жизни Бог многократно обращается к человеку, дает ему возможность обратиться к Себе и возрастить плод добродетели: кому во сто крат, а кому в шестьдесят, иному же в тридцать (Мф.13:8). Это - тоже своего рода судьба: кто угождает Богу в миру, кто - в священстве, а кто - в монашестве.

Но есть и еще один аспект православной судьбы, который, правда, с трудом принимается многими людьми. Апостол Павел пишет: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим.8:29-30). Бог прославил тех, Кого Он предузнал. Бог обладает всеведением, для Него не существует нашего земного времени. Хотя Он и воплощается в конце времен, и знает времена и сроки, но время для Него в нашем смысле не существует. Поэтому-то Бог и открывает пророкам и апостолам судьбы будущего века: Второе славное Пришествие, День всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Как всеведущему, Богу открыты все судьбы человека, и Он заранее знает, какой путь изберет человек: путь жизни или путь смерти. Поэтому судьба человека уже известна Богу заранее, и это и есть последний аспект православного понимания судьбы. Но это известно одному только Богу. Наша же судьба полностью зависит от нашей доброй воли. И мы сами выбираем себе свою судьбу.

Этот ответ просмотрели 3054 раз.