НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Православные посты и праздники»

Спрашивает: Светлана

Добрый день!
У меня вопрос: что могут сделать родственники, если практически спивается член семьи, причем конечно же, такой человек не посещает храмы и лечится тоже не хочет. Какие молебны заказать, и что вообще делать - как помочь человеку и отвести от него грех пьянства. Мы просто в глубоком отчаянии.Помогите. С уважением, Светлана

Уважаемая Светлана!

Большая проблема когда близкий человек страдает недугом пьянства и эту проблему нужно решать. Но в первую очередь надо понять, что решение проблемы зависит от каждого члена семьи в отдельности. Если они начнут тратить силы на себя, на свое внутреннее изменение, то будет лучше всем. В том числе и больному.

Давайте попробуем разобраться в причинах этого недуга. Одно из самых ранних упоминаний о последствиях употребления спиртного мы можем прочесть в Библии: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженный в шатре своем». Это пример неосознанного употребления спиртного, по незнанию его пагубных последствий. А через 2000 лет в притчах царя Соломона мы сталкиваемся с полными скорби словами, обращенными к винопийцам: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причин? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, и ищут вина приправленного». (Притч. 23; 29-32). Человеку хочется выпить, он жаждет общения с себе подобными, но никому не хочется быть сильно пьяным. Человек имеет желание быть значительным. Он чувствует свою незначительность в семье и находит значительность среди собутыльников.

Сейчас, благодаря последним достижениям медицины, появилась тенденция к разграничению понятий пьянства и алкоголизма. Попытаемся объяснить, в чем же заключается разница. Алкоголизм - это, в большей мере, наследственное, под влиянием массы причин, болезненное пристрастие к спиртному. И ведущим звеном в данном патологическом процессе является наследственный фактор. Этот фактор, как физической, так и духовной поврежденности, например, проявление первородного греха, грех родителей, злоупотребление во время беременности алкоголем и табаком, невоздержанность в супружеской жизни. Взрывы гнева, ложь ведут к нарушению гормонального фона, что непосредственно отражается на развивающемся младенце, вызывает тяжелые физические и духовные недуги, в том числе и алкоголизм. Еще в утробе клетки подвергаются стрессу и приучаются к алкоголю. Такие дети, помимо слабого физического здоровья, снижения защитных реакций организма, обладают особой страстностью натуры, т.е. с самого своего рождения подвержены действию пагубных духовных страстей.

Однако, рассматривая причины развития алкоголизма, не следует забывать о социально-этническом факторе. Приведем для примера несколько историко-статистических фактов. Алкоголизм, как социальное явление, был известен древним народам. Впервые в середине 19 века шведский врач Магнус Хусс вводит понятие «хронического алкоголизма», обобщив данные по этому заболеванию в Западной Европе. Любопытно, что алкоголизм процветал именно в тех странах, где под влиянием протестантизма народ отошел от своих древних традиций, поставив во главу угла индивидуализм. Пик заболевания алкоголизмом приходится на страны Скандинавии и Францию. А Италия, где вино является элементом национальной культуры, практически полностью избежала данных проблем. В современной Ирландии процент страдающих хроническим алкоголизмом выше среди протестантов, чем среди католиков. Примитивно-шаманистские народы Северной Америки и малочисленные северные народы более склонны к алкоголизму, чем те народы, которые имеют более древнюю богатую культурную традицию.

Отличным от алкоголизма следует считать пьянство. Пьянство, как и алкоголизм, может приобретать тяжелые хронические формы. Однако, в отличие от алкоголизма, причиной возникновения пристрастия следует считать привычку неумеренно употреблять алкоголь. Усиленная приверженность к страстям, эта привычка сводит на нет все усилия и попытки лечить пьянство. Более того, лечение хронического пьянства без победы над страстью, породившей его, невозможно.

Избавиться от недуга пьянства, можно не препаратами или кодированием – это никогда никому не помогало. Да и Церковь относится к таким методикам отрицательно. В первую очередь близким людям необходимо дать возможность почувствовать больному значительными среди нас. Зависимый от алкоголя человек со стороны его близких нуждается в первую очередь в любви, в признании его ценным, достойным человеком. Необходимо позволить ему делать то, что он хочет. Это может привести его к краху, и тогда он наконец обнаружит свое собственное Я. Образно говоря, ударившись о дно пропасти, он может вновь обрести свою способность решать проблемы. Быть с ним мягким, но вместе с тем твердым в отношении его поступков. Позволить человеку столкнуться с их последствиями и пережить все, что он натворил. Самим получать помощь и поддержку для себя.

В святоотеческой литературе Православной Церкви мы встречаем множество советов об избавлении от пьянства. Все их можно свести к тому, что для преодоления пристрастия к алкоголю необходимы вера, молитва, пост, частая исповедь и причастие. И всегда помнить: организм не требует того, от чего страдает, а вера творит чудеса.

Также и сам человек, страдающий этим недугом должен приложить свои усилия. Первый и самый необходимый факт - это признание себя пьяницей. Не просто это сделать, но лишь признав этот факт, человек побеждает в себе греховную страсть гордыни, которая в большинстве случаев порождает все другие пороки. Важно, чтобы это было не просто констатацией факта собственной порочности, а, чтобы из осознания своей немощи родилось стремление избавиться от нее. Часто это осознание приходит после частых запоев, когда организм не может употреблять спиртное, а пристрастие сохраняется. И в этом случае большая ответственность лежит на окружающих, чтобы они своей психологической и молитвенной поддержкой помогли больному.

Второй этап заключается в полном прекращении употребления спиртного. В этот период важно вырвать из прежнего круга общения больного, дать новый смысл его жизни. С бесовскими полчищами можно бороться лишь с помощью Божией через молитву, исповедь и причастие. Важно заполнить духовный вакуум, образующийся после отказа от спиртного. И здесь важна поддержка крепкой церковной общины, теплая атмосфера дома.

Однако легче предупредить недуг, чем лечить его. И пусть всегда звучат стихи из притчей Соломоновых каждый раз, когда мы прикасаемся к спиртному: «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно, впоследствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид».

Да поможет Вам Бог!

Для избавления от страсти пьянства рекомендуем читать следующие молитвословия:

Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имярек) словесами Божественнаго Евангелия Твоего, читаемыми о спасении рабов Твоих сих (имярек). Попали, Господи, терние всех согрешений их, вольных и невольных, и да вселится в них благодать Твоя, просвещающая, опаляющая, очищающая всего человека. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святителю Вонифатию Милостивому, епископу Ферентийскому

Тропарь, глас 4-й

Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/яже вещей истина:/ ceгo ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./Отче священноначальниче Вонифатие,/моли Христа Бога/спастися душам нашим.

Кондак, глас 2-й

Божественный гром, труба духовная,/веры насадителю и отсекателю ересей,/Троицы угодниче,/великий святителю Вонифатие,/со ангелы предстоя присно,/моли непрестанно о всех нас.

Молитва

О, всесвятый Вонифатие, милостивый раб Милосердаго Владыки! Услыши прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию, и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тя, так и теперь избави этих несчастных (имена). Некогда, богомудрый отец, град побил твой виноградник, ты же, воздав благодарение Богу, велел немногие сохранившиеся грозды положйти в точиле и позвати нищих. Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды, бывшие в епископии, и Бог, исполняющий молитву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точиле умножилось, и нищие наполнили свои сосуды. О, святителю Божий! Как по твоей молитве умножилось вино для нужд церкви и для пользы убогих, так ты, блаженный, уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избави от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена), исцели их от тяжкого недуга, освободи от бесовского искушения, утверди их, слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоу спешно перенести это искушение, возврати их к здоровой и трезвой жизни, направи их на путь труда, вложи в них стремление к трезвости и духовной бодрости. Помоги им, угодник Божий Вонифатие, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожи их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, постави их ноги на скале веры и надежды, чтобы, оставив свое душевредное пристрастие, влекущее за собой отлучение от Небеснаго Царствия, они, утвердившися в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете бесконечного Царства Славы достойно прославляли Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Преподобному Моисею Мурину

Тропарь, глас 8-й

В тебе, отче, известно спасёся еже по образу: Прийм бо Крест последовал еси Христу, и дёя учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобие Моисее, дух твой.

Кондак, глас 4-й

Мурины заушив и лица демонов поплевав, мысленно просиял еси, якоже солнце светлое, светом жития твоего и учением наставляя души наша.

Молитва

О, великая сила покаяния! О, неизмеримая глубина милосердия Божия! Ты, преподобный Моисей, был прежде разбойником, но потом ужаснулся своих грехов, возскорбел о них, и в раскаянии пришел в монастырь, и там в великом плаче о своих беззакониях и в трудных подвигах проводил свои дни до кончины и удостоился Христовой благодати прощения и дара чудотворения. О, преподобный, ты от тяжких грехов достиг пречудных добродетелей, помоги и молящимся тебе рабам (имена), влекомым в погибель от того, что предаются безмерному, вредному для души и тела употреблению вина. Склони на них свой милостивый взор, не отклони и не презри их, но внемли им, прибегающим к тебе. Моли, святой Моисей, Владыку Христа, чтобы не отверг их Он, Милосердный, и да не возрадуется диавол их погибели, но да пощадит Господь этих безсильных и несчастных (имена), которыми овладела пагубная страсть пьянства, ведь мы все Божий создания и искуплены Пречистою Кровью Сына Его. Услышь же, преподобный Моисей, их молитву, отгони от них диавола, даруй им силу победить их страсть, помоги им, простри твою руку, выведи их на путь добра, освободи их от рабства страстей и избавь их от винопития, чтобы они, обновленные, в трезвении и светлом уме, возлюбили воздержание и благочестие, вечно прославляли Всеблагого Бога, всегда спасающего Свои создания. Аминь.

Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского

Господи, призри милостиво на раба Твоего (имя), прельщенного лестью чрева и плотского веселья. Даруй ему (имя) познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь.

МОЛИТЕСЬ ПРЕД ИКОНОЮ БОЖИЕИ МАТЕРИ “НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША”

Явление святого образа произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал все, что имел, и вскоре стал нищенствовать. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он продолжал пить . Однажды во сне ему явился старец и приказал идти в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы, где находится икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, и отслужить перед ней молебен.

Без денег, не владея ногами, крестьянин не рискнул отправиться в путь. Но святой старец явился ему во второй, а потом и в третий раз и грозно приказал исполнить повеление. На четвереньках отправился отставной солдат в монастырь. В одном селении он остановился отдохнуть. Чтобы облегчить боль, старушка-хозяйка растерла ему ноги и уложила на печь. На следующий день ему стало легче. Опираясь сначала на две, а потом на одну палку, он дошел до Серпухова.

Придя в монастырь и рассказав о своих снови-дениях, страждущий просил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда подумали: не та ли это икона, что висит в проходе из храма в ризницу? На оборотной стороне ее действительно увидели надпись: “Неупиваемая Чаша”. В лике ученика святителя Алексия - преподобного Варлаама - недугующий крестьянин сразу же узнал являвшегося ему во сне старца. Из Серпухова крестьянин возвращался домой вполне здоровым

Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери быстро распространилась по России. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, а многие приходили, чтобы уже возблагодарить Владычицу за Ее великую милость.

Что изображает эта икона? По иконографии она относится к типу одного из древнейших изображений Божией Матери - “Оранта”, только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем - это Чаша Причащения, источающая приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Эта Чаша действительно неупиваемая, или неиспиваемая, потому что Агнец ее “всегда ядомый и никогдаже иждиваемый”. А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, ходатайственно возносит Богу эту Жертву - Своего закланного Сына, заимствовавшего плоть и кровь от Ее пречистых кровей, в пренебесный жертвенник за спасение всего мира, и предлагает в снедь верным. Она молится за всех грешников, всем хочет спасения, вместо низких губительных пристрастий призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения. Она возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Празднование иконе Божией Матери “Неупиваемая Чаша” совершается 18 мая (по новому стилю).

В возрожденном Серпуховском Высоцком монастыре каждое воскресенье по окончании Божественной литургии совершается молебен с акафистом пред иконой Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, за которым поминаются имена тех, кто страдает пристрастием к винопитию и нуждается в благодатной помощи Пречистой Владычицы.

Вопрос по теме:

Этот ответ просмотрели 3468 раз.