НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»
28.04.2013

Спрашивает: набережные челны

Иоанн Кронштатский в своих записях писал, что нужно “вообразить в сердце ясною мыслию Господа или Владычицу или Ангела ... и сердечно воззови...”. Так как же правильно?
28.04.2013

Отвечает: отвечает диакон Димитрий Половников

В вашем ответе, что мололиться нужно безобразно, т.е. не представлять Исуса Христа и др., а вот Иоанн Кронштатский в своих записях писал, что нужно “вообразить в сердце ясною мыслию Господа или Владычицу или Ангела ... и сердечно воззови...”. Так как же правильно? Ведь святой Иоанн Кронштатский был великий молитвенник.

Простите, но в данном вопросе надо смотреть на общую аскетическую традицию и с точки зрения ее толковать слова святого Иоанна,  пресвитера Кронштадского. Вот небольшая россыпь из сокровищницы Церкви:

Как представлять Того, Кому молишься?

Желая узреть лицо Отца небесного, никак не домогайся того, чтобы во время молитвы увидеть тебе образ или облик.

Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.)

Стоя пред лицем Господа, других мыслей не допускать… а только Господа зреть с должными к Нему чувствами, что видит, слышит, готов внять и исполнить.

Молясь Богу, лучше не воображать Его никак, а только веровать, что Он есть - есть близ, и всё видит и слышит… К Нему, вездесущему, всевидящему и желающему вашего спасения и взывайте молитвенно, без всякого образа. Когда же размышляете о Божественном. Тогда можно вообразить Господа, как потребуется… седящим на Престоле или распятым…

Помышлять о Боге надо как о Духе чистейшем, не имеющем никакого вида и образа. Изволь молиться без образов Божиих.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский. (1815-1894)

Те, которые в молитвах своих не видят ничего, видят Бога.

Преподобный Мелетий Исповедник  

Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения – этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя.

Стоя пред иконой Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконой Божией Матери, стой как бы пред Самой Пресвятой Девой; но ум твой храни безвидным: величайшая разница – быть в присутствии Господа и предстоять Господу или воображать Господа. Ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх, вводит в нее спасительное чувство благоговения, а воображение Господа и святых Его сообщает уму как бы вещественность, приводит его к ложному, гордому мнению о себе; душу приводит в ложное состояние – состояние самообольщения.

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867)

Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад во время молитвы в уме представлять образ Спасителя или Божией Матери, или какого святого.

Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам.

Схиигумен Иоанн (Алексеев). (1873-1958).

Прежний образ молитвы оставь и не дерзай восходить умом на небо и представлять непостижимое Божество во образе. Благоговейно поклоняйся на иконе образу Святой Троицы, но не представляй умом Божество в таком виде – это опасно, по учению святых отцов... Подражай в молитве мытарю, о котором сам Господь говорит, что он не смел и очей телесных возвести к небу, а об уме и говорить нечего.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891)

Как я понимаю, вас зацепило, в приведенной вами фразе, слово вообразить, но, при этом отец Иоанн уточняет, что вообразить надо в сердце, а в этом и весь ключ к пониманию слов святого. Вообразить, придумать, представить, нафантазировать и т.д, можно только в уме, но не в сердце и в аскетической традиции ум и сердце достаточно четко различаются и даже противопоставляются.  В голове размещается Ум, включающий интеллект и память. Другим центром человека является сердце, где находится чувство, где находится воля. Однако сердце духовное не совпадает с плотяным сердцем. Сердце духовное — это центр, в котором Бог живет в нас. Этот центр тоже называется сердцем. В этом центре, в сердце, может жить Бог, но может жить и враг. И может жить любая страсть. Иногда сам князь тьмы входит в святилище нашего сердца, и тогда наша жизнь бывает жизнью пустой, жизнью злой, жизнью помраченной, жизнью греховной. И аскетическая традиция призывают молитву низводить в сердце духовное, в духовный центр человека.

 И слова Иоанна Кронштадского призывают нас вообразить (т.е. сделать главным содержанием нашего духовного сердца) в сердце ясною мыслию (но не образом и видением) Господа или Владычицу или Ангела и сердечно воззвать.


Воображение и фантазия, которым мы может открыть путь в нашем уме, в конечном счете приведут нас к прелести….. Не прельщайтесь. Святые отцы на опыте проверили пагубность пути фантазий.

Этот ответ просмотрели 2417 раз.