НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»
15.12.2013

Спрашивает: Дарья, Наб. Челны Россия

Как часто нужно причащаться?
15.12.2013

Отвечает: отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Вот на днях в передаче «Беседы с батюшкой» на канале «Союз» священник сказал, что те, кто на Литургии не причащается, то они вообще непонятно зачем ходят в храм, могли бы по телевизору службу посмотреть и помолиться дома. Но ведь «молитва в доме Божием — больше, чем тысяча земных поклонов дома», и «Господь посреди нас». Надо, сказал этот батюшка, причащаться каждую неделю обязательно, как было в древности. Так в древности христиан в храмах было мало, веру притесняли, они каждый раз при всех исповедовались в своем кругу перед Причастием. Но как сейчас-то это возможно, даже физически, я не понимаю? Или вот наоборот — человек к этому привыкнет, и всякое благоговение исчезнет у него. Но батюшка так уж стыдил, просто не по себе теперь... Прошу Вас прокомментировать такую точку зрения? И еще один вопрос. Есть грех «смиреннословие». Это — когда человек говорит о своем смирении лицемерно, а в душе всех осудил, собой доволен и гордится? Как бы фарисействует. Правильно ли я понимаю?

Батюшка совершенно справедливо призывает нас причащаться чаще. Конечно, не со всем, что он сказал, можно согласиться, но все же его посыл совершенно правильный. Причащайтесь насколько можно чаще. В 11-м правиле поместного Сардикийского Собора говорится,  кто «в три воскресные дня, в продолжение трех седмиц, не придет в собрание, да будет удален от общения церковного».

А вот, что  о частоте причащения говорит протоиерей Велентин Асмус, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, доцент Московской Духовной Академии:

«Причастие — это, пожалуй, самое главное событие в жизни человека. Священник должен напоминать прихожанам о важности причащения. Но не нужно требовать полного единообразия. Когда ко мне приходит так называемый малоцерковный человек, я говорю ему, что непременный долг христианина — ежегодное причащение. Имеющим обыкновение ежегодного причащения я говорю, что неплохо бы причащаться во все многодневные посты и в день ангела. Ходящим в церковь регулярно и ищущим духовного руководства я говорю о желательности причащения раз в месяц или раз в три недели. Кто хочет чаще — может и каждую неделю и еще чаще. Есть люди, стремящиеся причащаться ежедневно. Это люди одинокие, немолодые, немощные. Я не могу им отказывать, хотя считаю, что даже они должны всякий раз исповедоваться».

Что касается греха смиреннословия, то Вы в целом поняли верно. Хотя по отношению к фарисеям мы слишком критичны. Смиреннословие — это ложно смирение, когда человек на словах ставит себя ниже всех, смиренничает, а на деле о смирении речи и быть не может.

Для примера можно привести такую церковную историю.

— Один человек говорит: «Я грешен»,
—  а собеседник ему в отвечает: «Да, ты грешен»
— и первый «смиренный», взрываясь, отвечает: «Это я грешен? Да, это ты грешник».  И этим ответом видно, что смирение было ложным и показным.

Этот ответ просмотрели 2947 раз.