НАЙТИ ОТВЕТ ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Еще не рассортированные по разделам вопросы

Еще не рассортированные по разделам вопросы

На вопрос отвечает представитель сайта «Свято-Вознесенское Архиерейское подворье»
30.12.2013

Спрашивает: Анна, Россия

Можно ли прикасаться к умершему человеку?
30.12.2013

Отвечает: отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте. Читая Библию, натолкнулась на такие слова: «Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней». Так как это понимать, если прощаясь с умершим, мы целуем его, а тело с гробом уносят также люди? Благодарю заранее за ответ.

Уважаемая Анна, приведенный Вами отрывок Священного Писания находится в 19 главекниги Чисел. А эта книга относится к Ветхому Завету. С приходом Иисуса Христа, его крестной смертью и воскресением большая часть ветхозаветных обрядовых установлений упразднилась. Это относится и к приведенному установлению. Вообще, отношение к умершему, как к чему-то нечистому, распространено у многих народностей. Это связано и с боязнью самой смерти, и  элементарной брезгливостью, и с мерами предосторожности. Ведь люди не знали, из-за чего скончался умерший, может быть, мертвое тело несло в себе страшную болезнь, да и в жарких странах процесс разложение наступал очень быстро, поэтому и хоронить пытались в день  самой смерти. Но уже даже в Новом Завете тело Иисуса берут, умащивают благовониями и обвивают пеленами Иосиф Аримафейский и Никодим. А жены мироносицы спешат прийти ко горбу, чтобы помазать тело Иисусово. Господь три раза за свою жизнь воскрешал мертвых, а из жития апостола Павла мы знаем эпизод с юношей, упавших с третьего этажа и оживленного Павлом. Отношение к смерти христианина должно быть радостным, ведь смерть — это не просто уход в никуда, а это переход в иной мир. Христианство живет предвкушением Нового мира. А загробная жизнь — это вполне реальное понятие. А Вы верите в жизнь за гробом? Обычай последнего целования был известен уже в эпоху гонений на христиан. Известно, например, что Ориген давал христианским мученикам целование перед их мучениями. Позднее установился обычай давать целование после смерти. Начиная с IV–V веков, мы встречаем обычай целования в конце проследования погребения, как это принято сегодня. 

Святой Симеон Солунский замечает, что последнее целование подчеркивает общность и единство верующих, живых и умерших. Поскольку Воинствующая Церковь на земле неразрывно связана с Церковью Торжествующей на Небесах, мы ненадолго прощаемся друг с другом, для физической разлуки. Целование, как указывает св. Симеон, дается «для перехода и отлучения от этой жизни, а также в знак нашей общности и единения, ибо мы, хотя и умираем, не разделены друг с другом». Все мы, продолжает он, последуем тем же путем, чтобы достигнуть места, где уже никогда не будем разлучаться, ибо там всегда с Господом будем (1Фес. 4:17). Таким образом, целование «означает союз живых во Христе с умершими».

Этот ответ просмотрели 2856 раз.